8 класс.«Загадки А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Д.И.Фонвизин "Недоросль”. Цели: · развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; · развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой); · помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести; · воспитывать способности к нравственному выбору. Тип урока: обобщение изученного материала. Вид урока: урок – беседа.
Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача - разгадать некоторые загадки "Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. 2 слайд 2. Проблемные вопросы: 1) Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими? 2) Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем? 3) Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести? (Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.) 3 слайд 4) Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем? (Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.) 5) Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге? Проблемная ситуация 4 слайд Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву. (Самостоятельная работа в тетрадях) 5 слайд
6 слайд 6) Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно «светлое пятнышко»? 7) Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин? 8) Жаль вам Швабрина или нет? 9) В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание «уступить» ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте. Один из историков, современников Пушкина, Броневский писал о Пугачеве: «Емелька Пугачев бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже 7 слайд 10) Сравните эту оценку Пугачева с отношением к Пугачеву Гринева. Что понял и чего не понял Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании? (Отвечая на этот вопрос, наряду с другими фактами, припомните калмыцкую сказку Пугачева и слова Гринева после того, как он ее выслушал.) 11) Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах? 8 слайд 12) Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью? 13) Как можно было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь? (Проверка домашнего задания: уч-ся разделились на три группы и готовили дома герб семьи Гриневых, в классе защищали его у доски.) 14) А что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева? Проблемная ситуация М.И.Цветаева признавалась, что Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью. Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке? 9 слайд 15) Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд? 16) Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа "Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?) (Предполагаемый ответ учащихся: Назвав повесть "Капитанская дочка”, Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме произведения, к любовной линии повести, и "отвлек” от "запрещенной” темы – восстания Пугачева. Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати. Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. Она была достойной дочерью своего отца – преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева.) Проблемный вопрос Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему. 3. Подведение итогов. Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой. 10 слайд Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать. |