Воскресенье, 17.11.2024, 07:38
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Урок  по  литературе  в  8  классе  И.А. Крылов. Басни  «Обоз»  и « Лягушки , просящие  царя», их  историческая  основа.

Задачи урока :

-изучение  творчества  И. А. Крылова  в  контексте  исторических  и  культурных  событий  19  века.

- повышение  качества  чтения , уровня  восприятия  и  глубины  проникновения  в  художественный  текст.

- обучение  грамотному  анализу   прочитанного  художественного  произведения , умению  аргументированно  высказать  свое  суждение   о прочитанном  тексте.

- формирование  навыков  выразительного  чтения , совершенствование  речи  учащихся.

- работа  с  терминологией :  басня , мораль, аллегория.

- интегрирование  уроков  литературы  и  информатики : создание  презентаций   учащимися  по  материалам   учебной  экскурсии  в  музей – усадьбу  семьи  Олениных  Приютино  .

Тип  урока : изучение  нового  материала

                            Ход  урока.

  1.  Организационный  момент .
  2. Знакомство  с  биографией  И.А. Крылова . Выступления  учащихся. ( презентации  учащихся  по  материалам  учебной  экскурсии   в   Приютино.)

А) И.А. Крылов  и  семья  Олениных.

Дом  Алексея  Николаевича  и  Елизаветы  Марковны  Олениных  в  Петербурге  стал  известен  в  литературной, художнической , театральной  и  научной  среде  столицы  с  конца  18  столетия , славился  гостеприимством  и  никогда  не  пустовал. Многочисленные  родственники , друзья  хозяев  и  сослуживцы  Алексея  Николаевича  были  желанными  здесь  гостями. Авторитет  хозяина – знатока  и  ценителя  древностей, истории  и  классического  искусства  - был  настолько  велик  , что к  его  мнению  обычно  прислушивались , у  него  искали  совета  и  покровительства,  к  нему  приносили  на  суд  научные , литературные  и  художественные  произведения  молодые  и  зрелые  ученые , литераторы  и  художники.

Вторым  домом  для  Олениных  и  их  друзей  стала  загородная  дача , с  многообещающим  названием  Приютино, которая  находилась  за  Охтенским  пороховым  заводом  под  Петербургом.  Очень  скоро  дача  превратилась  стараниями  и  талантами  хозяев  в  одно  из  самых  притягательных   и  известных  культурных   гнезд под  Петербургом.  Дачу  величали  приютом  муз  и  граций.  Исключительность  дома  Олениных  состояла  в  том ,  что  его  хозяева  были  наделены  удивительной   способностью создать  у  себя  атмосферу  радушия , гостеприимства, терпимости.

Иван  Андреевич  был  верен  семье  Олениных . Окончив  дежурство  в  библиотеке , баснописец  пешком  отправлялся  по  шумным  улицам  Петербурга  к  дому Олениных.  Шел  не  спеша  ,часто  останавливаясь  и  всматриваясь  в  уличные  сценки , возникавшие  едва ли  не  на  каждом  шагу. Иногда  Крылов  при  ходьбе  отсчитывал  шаги  и  переводил  их  в  версты.

Согласно  сохранившимся  планам  и  описанию  усадебных  построек , на  берегу  речки  была  построена  в  кирпиче  просторная  господская  баня  с  жилыми  покоями  над  нею ,  в  которых  предпочитал  жить  в  Приютине  Крылов. Жилые  комнаты  имели  выход  на балкон , откуда  открывался  вид  на  речку  Лубью  и  заречные  луга.

В  Приютине  Крылова  всегда  ждали ,  здесь  о  нем  заботились , старались  угодить, попотчевать , особенно  дети , которые  росли  на  глазах  стареющего  баснописца. У  Ивана  Андреевича  было  ласковое  прозвище  Крылочка.

Б) Историческая  ситуация 1812  года.                                         Вторжение  в  пределы  России  в  1812 году  армии  Наполеона  во  многом  изменило  образ  жизни  в  доме  Олениных. Пером , кистью , типографской  листовкой  единодушно  откликнулись  на  тяжкие  события  войны  с  узурпатором  Наполеоном  обитатели ,  домочадцы  и  многочисленные  друзья  дома  Олениных.  В  трудные  для  России  дни  1812 года  Крылов  не  бросил  пера. Зачастую  поводом  для  написания  новой  басни  служили  сведения  , почерпнутые  из  реляций.

Однажды  в  столицу  пришло  известие , что  Наполеон  вскоре  после  оставления   Москвы  направил  в  ставку  Кутузова  генерала  Лористона  с  предложением  начать  мирные  переговоры.  Кутузов  отклонил  их  , а  через  некоторое   время  нанес  поражение  французам  при  Тарутине.

Крылов  не замедлил  откликнуться  на  это  событие  басней.  В один  из  вечеров  он  прочитал  собравшимся  в  Приютине   басню  «Волк  на  псарне». Эту  басню  Кутузов  читал  сам  после  сражения  под  Красным.

Вскоре  последовала  новая  басня  Крылова. Она появилась  после  рескрипта  царя  к  Кутузову ,  в  котором  выражалось  неудовольствие  медлительностью  полководца.  Мудрость Кутузова  была  по  душе  мудрому  и  никогда  не  спешащему  Крылову.  В  басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность , которые приходят  с  годами  и  опытом.   В морали  басни  явный намек  на  Александра  1 ,самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам.

Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках , печались  в  походной  типографии  Кутузова. Поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил :  «…Его  басни  переживут  века…»

  1.  Работа  по  теме  урока.А) Выразительное  чтение  басни  «Обоз».

Басню  читает  заранее  подготовленный  ученик , можно  первое  знакомство  с  басней  осуществить  посредством  прослушивания  фонохрестоматии ,  где  басню  читают  артисты  театра. ( Фонохрестоматия  к  учебнику  « Литература . 8  класс» ; В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Издательство  «Просвещение» 2010г.)

Б) Анализ  басни .

-  О  чем  рассказывает  басня  « Обоз» ?

       - Какую  картину  она  рисует ?

     -  В  каких  строчках  заключена  мораль  басни ?

     -  В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого  морального  вывода ?

      -  Какие  русские  пословицы  и  поговорки  можно  вспомнить в  связи  с  этой  моралью ?

       -  Что  такое  аллегория  в  басне ?

В) Чтение  статьи  учебника.

Давайте  прочитаем  статью  учебника , в  которой  говорится  о  том,  кого  и  что  подразумевал  И.А. Крылов  в  своей  басне.

- В  какой   части  басня  намекает  на  Аустерлицкое  сражение ?   4. Итог  урока  и  домашнее  задание. Прочитать  дома   басню  «Лягушки , просящие  царя».Подготовить  небольшой  рассказ  на любую  тему , закончив  его  моралью  из  басни  «Обоз». 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков на основе развития речи и защиты ученических проектов.

4.  Слово преподавателяВ России басни также писали М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И. А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В. Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Высказывание Н. В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». В 1800-е годы И. А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу. До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания. Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история "не послушалась" просветителей, почему она обманула их надежды? В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. В литературоведении есть понятие «социальный тип» (слайд № 15), давайте откроем в вашем ноутбуке папку «Теория литературы» и введем запись, что такое «социальный тип», « исторический тип».

5.  Работа суворовцев на ноутбуках. В папку «Теория литературы» записывают: социальный тип - это литературный портрет исторического деятеля или человека какой – либо социальной группы определенной исторической эпохи, в котором воплощены индивидуальные или типичные черты характера. Рассмотрим портреты Александра I, Кутузова, Наполеона. Вспомним басню «Волк на псарне». Лев – это всегда Царь; Волк, Лиса, Медведь – придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Муравей, Лягушка – «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы. Волк из басни «Волк на псарне» – это Наполеон. Это аллегория. Наполеон хотел завоевать Россию, вторгся в пределы России, дошел до Москвы, но, не рассчитав силы противника, попал в ловушку и погиб.

6.Защита проекта. Исследовательский вид проекта по теме «Историческая основа басни «Обоз». Историческая  ситуация 1812  года.  Вторжение  в  пределы  России  в  1812 году  армии  Наполеона  во  многом  изменило  образ  жизни каждого русского человека.   В  трудные  для  России  дни  1812 года  Крылов  не  бросил  пера. Зачастую  поводом  для  написания  новой  басни  служили  сведения, почерпнутые  из  реляций. Однажды  в  столицу  пришло  известие, что  Наполеон  вскоре  после  оставления   Москвы  направил  в  ставку  Кутузова  генерала  Лористона  с  предложением  начать  мирные  переговоры.  Кутузов  отклонил  их, а  через  некоторое   время  нанес  поражение  французам  при  Тарутине.

Крылов  не замедлил  откликнуться  на  это  событие  басней «Волк  на  псарне». Эту  басню  Кутузов  читал  сам  после  сражения  под  Красным.

Вскоре  последовала  новая  басня  Крылова. Она появилась  после  рескрипта  царя  к  Кутузову,  в  котором  выражалось  неудовольствие  медлительностью  полководца.  Мудрость Кутузова  была  по  душе  мудрому  и  никогда  не  спешащему  Крылову.  В  басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность, которые приходят  с  годами  и  опытом.   В морали  басни  явный намек  на  Александра I, самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам. Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках, печатались  в  походной  типографии  Кутузова. Поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил:  «…Его  басни  переживут  века…».

7.  Выразительное  чтение  басни  «Обоз» наизусть1812г.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днём!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

Басню  читает  заранее  подготовленный  ученик, первое  знакомство  с басней  осуществлялось  посредством  прослушивания  фонохрестоматии, где  басню  читают  артисты  театра.

8. Анализ  басни и беседа по вопросам (слайд № 18).

-  О  чем  рассказывает  басня  « Обоз»?

     - Какую  картину  она  рисует?

     -  В  каких  строчках  заключена  мораль  басни?

     -  В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого    вывода?

      -  Какие  русские  пословицы  и  поговорки  можно  вспомнить в  связи  с  этой  моралью?

       -  Что  такое  аллегория  в  басне?

9. Чтение  статьи  учебника. Давайте  прочитаем  статью  учебника, в  которой  говорится  о  том,  кого  и  что  подразумевал  И. А. Крылов

в своей басне.

- В  какой   части  басня  намекает  на  Аустерлицкое  сражение?

В учебнике предложен справочный материал о взаимоотношениях Кутузова с «молодёжью»: Александром I, принцем Вюртенбергским, адмиралом Чичаговым. В исследовательской работе вице-сержант Дробуш И. подобрал материал об Аустерлицком сражении и причинах его поражения, а также углубил знания о сражении в1812году на реке Березине, в котором адмирал Чичагов упустил Наполеона. Крылов эту тему развивает в басне «Щука и Кот»:

«Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? –

Стал Щуке Васька говорить,-

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говорится,

Что дело мастера боится». –

И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!

Мы лавливали и ершей» -

«Так в добрый час пойдем! Пошли, засели.

Натешился, наелся Кот

И кумушку проведать он идет:

А Щука чуть жива лежит, разинув рот,

И крысы хвост у ней отъели…»

Записываем вывод: И. А. Крылов оправдывает осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медлительность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. Обвиняет адмирала Чичагова, который пропустил Наполеона через реку Березину. Композиция басен предельно сжата, динамична. Крылов – блестящий мастер диалога.

10. Представление метапредметной проектной деятельности по теме «Историческая основа басни «Лягушки, просящие Царя». Представляет проект вице-сержант Шершнев Егор (слайды № 21 – 24). В нравственно-философских баснях затрагиваются вопросы о развитии общества. Выделим проблему об отношениях государственной власти и народа, рассмотрим ее на примере басни «Лягушки, просящие Царя». В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя. Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

– Какое сомнение выражено в этой басне?

Глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных теорий. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего; 
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого; 
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот 
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет. 
С утра до вечера их Царь по царству ходит 
И всякого, кого ни встретит он, 
Тотчас засудит и – проглотит.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?

Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.

– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек?

Голос с неба советует им молчать и смириться: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

– За что были наказаны лягушки?

Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт:

И показалось им совсем не благородно 
Без службы и на воле жить.

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова?

- Чему она нас учит?

История движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. Историческая  ситуация 1825 года. Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи 14 декабря1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Историк  В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок… все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами…». Откликом на события, связанные с выступлением декабристов и царской политикой после 14 декабря 1825 года, является басня "Бритвы" (1828). Баснописец высказывается за то, что нечего бояться острой бритвы, ею надо только уметь пользоваться, тогда как тупая сдерет всю кожу.

«Вам пояснить рассказ мой я готов:

Не так ли многие, хоть стыдно им признаться,

С умом людей – боятся,

И терпят при себе охотней дураков»?

III.  Подведение итогов урока, обобщение темы.

Слово преподавателя. И. А. Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И.Кутузова, Николая I. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.

IV.  Рефлексия. Теория литературы. Проверь себя!

- Что такое басня?

Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением чаще в стихотворной форме.

- Что такое народность?

Народность – это отображение жизни народа в литературе.

- Что такое историзм?

Историзм – это отображение характерных черт действительности в литературе.

V.  Задание на самоподготовку:

1.  Дописать ответ по теме об исторической основе басен «Обоз», «Лягушки, просящие Царя». Дополнительно для желающих в ответ включить басни «Щука и Кот», «Бритвы».

2.  А. С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта» (прочитать отрывки на стр. 89 – 98).

3.  Собирать материал для проекта по новой теме.

Использованные материалы

Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005. Лебедев Н. М. Гений русской басни. – Вышний Волочёк: «Ирида - прос», 2009. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2012. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 8 класс Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года. Фильм « Крылов в Твери».

Интернет-ресурсы:

1.  http://it-n. ru, http://school-collection. edu. ru, http://window. edu. Ru 2.  http://kostyor. ru3.  Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection. edu. ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10 4.  http://it-n. ru/communities. aspx? cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1

Урок 16 БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ»

Урок 16 БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение басни «Обоз» по ролям.

2. Чтение и обсуждение рассказа, заканчивающегося моралью басни «Обоз».

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

Творчество Крылова, многими нитями связанное с мировой басенной традицией, оставалось неповторимо оригинальным. Это особенно видно, если обратиться к Лафонтену, которому Крылов, как и его русские предшественники, был обязан и некоторыми сюжетами (известно, что басня, которую мы будем изучать в 8 классе,  «Лягушки, просящие царя», является переработкой басни этого французского баснописца [Лафонтена]), и внешней архитектоникой (сочетание частей в одном стройном целом, композиция) басни, и разработкой отдельных деталей, и т. п.

Но Крылов, в отличие от Лафонтена, предоставляет каждому персонажу максимальную возможность высказаться по-своему. Он не столько указывает на тот или иной порок, сколько показывает его. Если у Лафонтена басня тяготеет к лирическому стихотворению, то у Крылова басня перерастала в драматическую сценку, становилась «драмою с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми» (Белинский).

Давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лягушки, просящие царя».

3. Инсценировка басни подготовленными учащимися.

4. Беседа по вопросам.

– Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? («От добра добра не ищут» – гласит русская пословица. Не принимая существующий порядок, Крылов стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума.)

– Каким рассказом начинается басня? («... неугодно // Правление народно, ... совсем неблагородно // Без службы и на воле жить».)

– В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

(I. «Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен...

Одно в царе лишь было худо:

Царь был осиновый чурбан.)

– Что это значит? Как вы объясните это выражение? Перечитайте еще раз «деятельность» этого царя.

(II.  Журавль – не чурбан:

     «Не любит баловать народа своего;

     Он виноватых ест: а на суде его

     Нет правых никого...»)

И пришел на жителей «черный год».

– А что значит это выражение? Подтвердите определения-синонимы. (Страшный, тяжелый.)

– В каких словах заключена мораль басни? Кто ее произносит? («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?.. / ... тот слишком тих, / ... этот очень лих; / Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!» – вещал им с неба глас.)

– В каких случаях в обычной жизни можно использовать слова этого морального вывода?

5. Слово учителя о языке басен Крылова.

С наибольшей отчетливостью крыловский реализм проявляется в языке басен. В языке классицизма торжествовала стихия просторечных выражений. Сентименталисты, «облагородив» грубый язык классицистической басни, не отменили самого требования соблюдать «единство слога» (ориентирующее читателя на «приятную веселость»). Крылов же в своих баснях стал выше всех этих норм. Нет, он не отверг их вовсе: и просторечия, и «облагороженный» язык присутствуют в его творчестве. Образ мысли целого народа не может быть исчерпан речениями только изысканного круга или только «мужиков на Сенной и в харчевнях». Басни Крылова, по словам Белинского, пленяли читателей «какою-то мужиковатою оригинальностью». У него впервые в русском басенном творчестве убедительно осуществлена нравственно-психологическая дифференциация речи героев. Та или иная сфера человеческой жизни получает доступ в крыловские басни в своей словесной «одежде». Только при таком отношении к языку можно было создать «книгу мудрости самого народа». И самым убедительным подтверждением реалистической народности языка крыловских басен является не то, что в них часто встречаются пословицы и поговорки, а то, что строки, сочиненные самим баснописцем, сделались пословицами и поговорками.

6. Игра «Закончи строчку из басни Крылова».

«А Васька слушает...»

«Чтоб музыкантом быть, / Так надобно...»

«Хоть видит око, да зуб...»

«Ай, Моська, знать, она сильна...»

«Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело...»

IV. Подведение итогов урока.

Викторина.

1. Из каких басен Крылова взяты эти строчки?

                Уж сколько раз твердили миру,

                Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

                И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(«Ворона и Лисица»)

                Когда в товарищах согласья нет,

                На лад их дело не пойдет

                И выйдет из него не дело, только мука.

(«Лебедь, Щука и Рак»)

                У сильного всегда бессильный виноват.

(«Волк и Ягненок»)

                За что же, не боясь греха,

                Кукушка хвалит Петуха?

                За то, что хвалит он Кукушку.

(«Кукушка и Петух»)

     Как счастье многие находят

     Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

(«Две собаки»)

                А вы, друзья, как ни садитесь,

                Все в музыканты не годитесь.

(«Квартет»)

     Как в людях многие имеют слабость ту же:

     Все кажется в другом ошибкой нам;

     А примешься за дело сам,

     То напроказишь вдвое хуже.

(«Обоз»)

     Невежда так же в ослепленье

     Бранит науки и ученье

     И все ученые труды,

     Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

(«Свинья под дубом»)

     К несчастью, то ж бывает у людей:

     Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

     Невежда про нее свой толк все к худу клонит,

     А ежели невежда познатней,

     Так он ее еще и гонит.

(«Мартышка и очки»)

     Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

     Вы взбунтовались в вашей луже,

     Другой вам дан – так этот очень лих;

     Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!

(«Лягушки, просящие царя»)

                Случается нередко нам

                И труд, и мудрость видеть там,

                Где стоит догадаться

                За дело просто взяться.

(«Ларчик»)

2. « ... Стоит догадаться, // За дело просто взяться», и тогда вам откроется любой «ларчик» и вы сумеете ответить:

1-й вариант: Что такое басня? (Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением.)

2-й вариант: Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении? (Процитированные части басен – мораль, содержи