Анализ произведения Тарас Бульба Гоголя Н.В.
1) История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обращается к героическому прошлому страны, когда простой человек поднимается над обыденной жизнью и становится настоящим патриотом.
2) Историческая основа повести. «В «Миргороде» он (Н.В. Гоголь) столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», — писал литературный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорном}': создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам. В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский охарактеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, — подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, — проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.
3) Характеристика героев повести.
Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», — говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба— старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.
- Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)
- Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье — родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)
- Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное — быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)
Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса — родной дом.)
- Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».')
- Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)
- Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)
- Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)
- Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)
- Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)
- Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)
- Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.)
Образ Остапа.
Внешность, портрет: «...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе: «...в первый год (из киевской бурсы) ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Юношеские мечты: мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенпый путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вёл бой, «мог вымерить всю опасность», в нём «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».
Отношение к товариществу: до последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью. Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину.
Образ Андрия.
Внешность, портрет: «. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе: «Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»
Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.
Юношеские мечты: с одной стороны, кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в оди ночестве по улицам Киева.
Поведение во время боя: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». Отношение к товариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном счастье. Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью.
- Как ведут себя братья во время битвы? (мужественно, храбро)
- Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)
- Почему Андрий изменил своим товарищам? (Андрий не смог видеть страдания своей возлюбленной.)
4) Особенности сюжета повести. Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
- Как начинается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (с описания приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остапа и Андрия домой)
- Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для него? (Для Тараса Бульбы важно, чтобы его дети были добрыми казаками, настоящими воинами и товарищами.)
- Как встречает мать своих детей? Что важно для неё? (Для матери важно, чтобы её дети были здоровы и счастливь! в жизни.)
- Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? (Тарас Бульба решает тотчас отправиться со своими сыновьями в Запорожье, чтобы там они набрались разуму, ведь, по его мнению, только в Запорожской Сечи настоящая школа для казака.)
- Чем занимаются казаки в Запорожье? (Казаки изредка занимались в Сечи военным делом, но в основном их жизнь проходила в гульбе и пиршествах.)
- Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Сечи? («Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».)
- О чем мечтает любой настоящий казак? (Казаки мечтали о настоящем деле, где «можно было разгуляться, как следует, рыцарю».)
Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия).
- Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? (смело, но Остап хладнокровен, а Андрий наслаждается музыкой пуль)
- Как происходит осада польского города Дубно? (Казаки окружили город и ждали, когда его жители начнут сдаваться.) Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? (согласился)
- Что поразило Андрия в осаждаемом городе? (голод, нищета, муки людей)
- Где у казаков принимаются важные военные решения? (на общем совете)
- Как ведут себя казаки в бою? (мужественно, храбро)
- Какую кончину казак считает самой славной? (во время боя)
- Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел своего сына Андрия во вражеском войске? («Я тебя породил, я тебя и убью!»)
- Чем закончилась осада города Дубно? (поражением казаков)
5) Художественные особенности повести. Особенности жанра — повесть. Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими персонажами. Роль пейзажа в произведении: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя. Для изображения быта, жизни казаков писатель использует различные художественновыразительные средства: эпитеты, сравнения, гиперболы.
- Вспомнить, чем повесть отличается от рассказа и романа. (Повесть — один из способов эпического повествования, больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.)
Что такое пейзаж? (описание природы в художественном произведении)
- Как вы думаете, почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царем степи»? (выявление собственного ученического восприятия и понимания художественного произведения) Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола? (Эпитет — образное определение предмета, выраженное, как правило, прилагательным. Сравнение — изображение одного явления с помощью его сопоставления с другим. Гипербола — сильное преувеличение.)
Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бульба"
Автор Мейер Е.В., учитель русского языка и литературы, ГУ «СОШ №36», г. Семей
Разработка урока русской литературы. Образы-персонажи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цель урока:
1. Знакомство с повестью, анализ 1 главы, повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, литературный персонаж, художественная деталь, психологизм, интерьер.
2. Развитие внимания, связной речи, совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику.
3. Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы.
4. Повысить интерес к литературе.
5. Воспитывать умение работать с книгой.
6. Воспитывать уважительное отношение к женщине, к матери.
Виды работы на уроке: работа с литературоведческим словарём, толковым словарём, выразительное и выборочное чтение, пересказ, анализ эпизодов, работа над деталями.
Оборудование: повесть, литературоведческий словарь, толковый словарь, презентация к повести.
Ход урока
Организационный момент.
I. Повторение теории литературы .
- Что называется портретом? Для чего используется портрет в литературном произведении?
- Кто такой литературный герой?
- Что мы можем отнести к художественным деталям?
- Что такое интерьер?
II. Анализ 1 главы повести.
1. Назовите героев повести Н. В. Гоголя.
- С какого события начинает автор повествование? Какой мы видим мать в этом эпизоде?
Дети учились в бурсе с 12 лет. Они отлучены от матери. Больше года прошло с последней встречи, так как Остап и Андрий приезжают только на каникулы.
И в двадцать с лишком лет они остаются для матери детьми ненаглядными. Мать говорит: “ …дитя молодое, проехало столько пути, утомилось, ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться”.
Мать – человек, живущий ради своих детей, бесконечно любящий их.
- С каким чувством автор рассказывает о встрече детей с родителями?
2. Расскажите историю жизни матери.
3. Найдите описание матери. Прочитайте выразительно.
Образ матери раскрывается в нескольких эпизодах.
4. Почему представлены только некоторые детали внешности матери? Какие это детали? (Работа учащихся с текстом по сбору информации и оформление записи в тетради)
Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать.
5. Выясним значение слова “бедная”, используя “ Толковый словарь русского языка”.
Бедный – 1. неимущий; 2. перен. Имеющий недостаток в чём-нибудь, скудный (бедная природа); 3. несчастный, жалкий (о живых существах) (бедный, он так болен).
- В каком значении употреблено данное слово по отношению к матери?
Художественные детали помогают уточнить, понять авторский замысел, его отношение к героине. Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
6. А как автор с помощью деталей интерьера при описании светлицы обращает наше внимание на образ матери?
Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно, комната используется чаще для собрания людей, на видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в 3-4-м ряду полок. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина.
А что можно сказать о хозяйке? Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.
7. Как Тарас относится к своей жене?
На первый взгляд отношение Тараса пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения:
Она – баба, она ничего не знает.
Полно выть, старуха.
А где стара?
А вот на последнюю реплику стоит обратить внимание. Тарас потерял свою жену, он нуждается в ней. Поэтому Тарас, отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, по обычаю христианскому просит жену:
- Теперь благослови, мать, детей своих…молитва материнская и на воде и на земле спасает.
Здесь уже уважительное отношение к жене. Автор подчёркивает, что Тарас – человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца ( эпизод скорого отъезда вместе с сыновьями в Запорожье); с другой – это воин, “ рыцарь” битвы, схватки, поэтому он говорит: “ Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак”.
Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Услышав о скором отъезде детей своих, подумав о скорой разлуке, она заплакала – “и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах”.
8. Какова главная мысль отрывка “ Одна бедная мать не спала…”? Как этот отрывок характеризует героиню? Рассмотрите иллюстрацию Е.А. Кибрика и найдите соответствие деталей текста и иллюстрации (см. приложение 3).
- Когда Гоголь пишет о матери, что составляет основу: описание событий или переживаний?
Важная черта произведения – психологизм. Это особое изображение внутреннего мира человека различными художественными средствами. Автор использует для этого эпитеты, сравнения, развёрнутые метафоры (безмолвная сила горести трепетала…) (см. приложение 2).
9. Проанализируйте с этой точки зрения отрывок “Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней…”.
Гоголь обращает наше внимание, что несмотря на отчаяние, мать со всею лёгкостью дикой козы, с непостижимою силою, с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию останавливает лошадь и обнимает одного из сыновей.
- Каково отношение сыновей к матери?
Любят, но боятся показать свои чувства, может быть, боятся насмешки со стороны отца.
III. Подведём итоги. Каков образ матери в повести Гоголя “Тарас Бульба”?.
Как автор создаёт образ героини?
Каково ваше отношение к героине? Как вы относитесь к своей матери? Всегда ли вы внимательны по отношению к ней?
В каких произведениях мы уже работали над образом матери?
Н.В.Гоголь скупо, но очень ёмко раскрывает нам образ матери, показывает роль женщины в трудное бранное время, взаимоотношения мужчины и женщины.
Мы с вами начали работу над повестью с образа матери. По-моему, работа на уроке вам ещё раз показала, что читать надо внимательно, не торопясь, тщательно анализируя прочитанное.
IV. Домашнее задание: первая группа подбирает материал по Тарасу Бульбе, вторая – по Остапу, третья – по Андрию. (Cильные учащиеся собирают материал по всем героям)
Урок 8. «Тарас Бульба». Глава II. «…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему»
Задачи урока: Картины величия и красоты степи, ее воздействие на Тараса и сыновей. Тема дороги в повести. Изобразительно-выразительные средства языка повести.
Его основное содержание: Материал учебника: Глава II.
Приемы работы с использованием ЦОР:
I. Рассказы учащихся об Остапе и Андрии, их учении в бурсе, характерах, интересах. Используются иллюстрации. ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Остап). Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Андрий).
II. Тема дороги, раздумья и переживания героев. Задания 3, 4 хрестоматии на с. 112. Иллюстрация А. П. Бубнова «Тарас и его сыновья в степи» в хрестоматии.
III. Образ степи – образ родины. Чтение описаний степи днем, вечером и ночью. Комментарий к описаниям.
IV. Постижение языка пейзажных описаний с помощью тренажера. ЦОР: Задание: выберите цвет для выделенных в тексте слов в соответствии с заданием.
Домашнее задание: Выучить одно из описаний степи наизусть. Перечитать главы III–VI.
Задание 5 на с. 112 (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)
Урок 9. «Тарас Бульба». Главы III–VI. «Так вот она, Сечь!<…> Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)
Задачи урока: Выявить «самые оригинальные, самые резкие» черты казачества, его нравственные принципы: преданность родине, христианская вера, чувство товарищества и др. Сечь как кузница воли и героизма казаков. «Беспрерывное пиршество» и «разгульное море» в мирное время, сплоченность и единение в минуту грозной опасности.
Его основное содержание: Материал учебника: Главы II–IV, задания к ним.
Приемы работы с использованием ЦОР:
I. Проверка домашнего задания: Чтение наизусть описаний степи днём, вечером или ночью (по выбору учащихся).
II. Анализ глав III–IV по заданию хрестоматии и вопросам учителя.
Используются иллюстрации. ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891).
Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (В Запорожской Сечи).
III. Разбор эпизода встречи Андрия с прекрасной полячкой. Задание 6 на с. 112. Иллюстрация.
ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Андрий и прекрасная полячка).
IV. Чтение статьи «Что может быть непонятно в содержании повести?» Подготовка к перечитыванию «военных» глав повести.
Домашнее задание: Перечитать главы VII–IX.Готовить ответы на вопросы к этим главам
Урок 10. «Тарас Бульба». Главы VII–IX. «Как умеют биться на Русской земле и …как умеют умирать в ней за святую веру»
Задачи урока: Сопоставление двух враждебных лагерей, избрание Остапа атаманом. Анализ второй битвы под Дубном – центральный эпизод повести. Тема родины. Верность казаков боевым традициям. Изображение битвы крупным планом и отдельных героев-казаков, динамика батальных сцен. Образ Тараса Бульбы.
Его основное содержание: Материал учебника: Главы VII–IX, вопросы к ним.
Приемы работы с использованием ЦОР:
I. Разбор VII главы по заданию 7 на с. 112.
II. Речь Тараса о товариществе выразительно читает учитель. Обсуждение ее по вопросу 8 к повести. ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Расставание козаков).
III. Анализ сцены боя.
IV. Анализ эпизода суда Тараса над Андрием. Задание 10 к повести. Сопоставление трактовки эпизода разными художниками. ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Тарас над телом Андрия). Иллюстрация П. Соколова к повести «Тарас Бульба» (Тарас над телом убитого Андрия) (1861).
V. Последний бой Остапа, увиденный глазами Тараса Бульбы. Чувства отца
Домашнее задание: Перечитать заключительные главы повести, поразмышлять над ними по вопросам 11–12 на с. 112.
Урок 11. «Тарас Бульба». Главы X–XII. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»
Задачи урока: Анализ изменений в облике Тараса, его душевного состояния, его «неугасимой горести». Анализ эпизодов последних героических подвигов запорожцев, Остапа и Тараса. Трагические события повести и оптимизм ее заключительных строк.
Его основное содержание: Материал учебника: Главы X–XII, вопросы к ним.
Приемы работы с использованием ЦОР: «Казнь Остапа», Разбор заданий 11–13. Привлекаются иллюстрации.
I. Анализ эпизодов «Горе Тараса», «Казнь Остапа». Задания 11, 13 к повести.
ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Горе Тараса). Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Остап перед казнью) и иллюстрация М. Е. Дерегуса к повести «Тарас Бульба» (Смерть Остапа) (1952) – сопоставление иллюстраций к одному эпизоду.
II. Анализ эпизода «Тарас гулял по всей Польше…». Задание 12 к повести.
III. Анализ эпизода «Последние минуты жизни Тараса». (Заключительный эпизод выразительно читает учитель). ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Смерть Тараса).
Домашнее задание: Задание 14 на с. 113 (выучить понравившийся отрывок наизусть).
Прочитать статью «Характер литературного героя», работа над заданиями к ней.
Индивидуальное задание: Характеристика повести «Тарас Бульба» как историко-героического произведения по материалам первой части статьи ЦОР: Учебная статья «О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»».
Урок 12. «Тарас Бульба». Характер литературного героя
Задачи урока: Определение характера литературного героя, элементарные сведения по психологии, необходимые для характеристики персонажей.
Его основное содержание:: Материал учебника: Текст повести. Статья «Характер литературного героя».
Приемы работы с использованием ЦОР:
I. Проверка домашнего задания:
1. Сообщение по вопросу индивидуального домашнего задания. Характеристика повести «Тарас Бульба» как историко-героического произведения по материалам первой части статьи ЦОР: Учебная статья «О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
2. Беседа по статье «Характер литературного героя», комментированное чтение фрагментов из нее.
II. Анализ средств изображения персонажей с разбором примеров. Характеристика героя по портрету, интерьеру, внутреннему монологу, речи, взаимоотношениям с другими персонажами и др.
III. Закрепление знаний с помощью тренажера. ЦОР: Задание: определите, какие фрагменты характеризуют Остапа, а какие Андрия.
IV. Примеры анализа повести и характеристики персонажей в литературоведческой статье. ЦОР: Учебная статья «О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»». Чтение второй части статьи, комментарий к ней, подбор примеров в повести, иллюстрирующих положения статьи.
Домашнее задание: Составить план сочинения на одну из тем: «Тарас Бульба в семье и боях», «Сыновья Тараса Бульбы». Использовать советы в рубрике «Пишем сочинение» и ЦОР: Учебная статья «О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»».
Урок 13. «Тарас Бульба». Пишем сочинение. «Приглашаем в библиотеку»
Задачи урока: Обучение сочинению, рекомендации к самостоятельному чтению сборника «Миргород».
Его основное содержание: Материал учебника: Текст повести. Задания в рубрике «Пишем сочинение».
Приемы работы с использованием ЦОР:
I. Обсуждение, корректировка планов сочинений по каждой из тем, составленных учащимися. Коллективная доработка их, составление плана под руководством учителя.
II. Краткая характеристика учителем сборника «Миргород», рекомендации к самостоятельному чтению. Используется иллюстрация. ЦОР: Иллюстрация А. П. Бубнова к «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя.
Домашнее задание: Работа над домашним сочинением.
Вспомнить изученные ранее произведения Пушкина, сведения о его жизни и творчестве.
Индивидуальное домашнее задание по статье ЦОР: Учебная статья «Об истории создания поэмы «Полтава»».