Урок русского языка по теме "Определение. Определения согласованные и несогласованные". 8-й класс
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
- Сформировать понятие согласованных и несогласованных определений, умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;
- Повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1. Эпиграф к уроку: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.
2. Задание для актуализации знаний:
Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.
3. Карточка:
Я подошел к огромному разросшемуся дубу.
Волна счастья и радости захлестнула его.
Есть тема получше.
Книга сказок сохранилась в его библиотеке.
Беспокойство мое исчезло.
Дребезжит третий звонок.
4. Определение согласованных и несогласованных определений:
Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.
Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.
5. Алгоритм работы с определением:
- Задать вопрос.
- Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет.
- Определить, какой частью речи выражено.
- Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом.
- Установить: согласованное или несогласованное.
6. Самостоятельная работа:
Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.
На витрине стояла ваза из хрусталя.
Эта ваза из хрусталя.
Дверь слева вела в подвал .
Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.
На обед подали восхитительный борщ по-флотски.
Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.
7. Образец для самопроверки самостоятельной работы:
На витрине стояла ваза из хрусталя (несогласованное).
Эта (согласованное) ваза из хрусталя (составное именное сказуемое).
Дверь слева (несогласованное) вела в подвал.
Мечта отдохнуть (несогласованное) так и не сбылась этим (согласованное) летом.
На обед подали восхитительный (согласованное) борщ по-флотски (несогласованное).
Напротив стоял кирпичный (согласованное) дом в два этажа (несогласованное).
8. Образец выполнения задания на этапе повторения:
Раздаточный материал:
- карточка
- карточка для рефлексии:
Утверждения |
Выполнение |
Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными. |
|
Я знаю, как определить согласованные определения. |
|
Я знаю, как определить несогласованные определения. |
|
Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого. |
|
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок. |
|
В самостоятельной работе я допустил ошибки. |
|
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
- Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
- Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На экране эпиграф к уроку:
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.
- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К.С.Паустовского (чтение эпиграфа).
- Какими словами Паустовский характеризует наш родной язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)
- Как вы понимаете эти слова?
- На наших уроках мы продолжаем изучать русский язык. Что нового мы узнали на предыдущих уроках? (Мы начали изучать второстепенные члены предложения и познакомились с прямыми и косвенными дополнениями).
- Сегодня вы продолжите узнавать новое о второстепенных членах предложения.
- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
- актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания;
- зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
- зафиксировать актуализированные способы действий в знаках;
- организовать обобщение актуализированных способов действий;
- мотивировать к выполнению индивидуального задания;
- организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание;
- организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.
- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; виды подчинительной связи в словосочетаниях).
- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных предложениях согласованные и несогласованные определения.
На экране карточка:
Я подошел к огромному разросшемуся дубу.
Волна счастья и радости захлестнула его.
Есть тема получше.
Книга сказок сохранилась в его библиотеке.
Беспокойство мое исчезло.
Дребезжит третий звонок.
Учащиеся работают на форматках.
- У кого нет результата?
- Что вы не смогли сделать? (Я нашел определения, но не не смог определить их вид).
(Я нашел определения не во всех предложениях)
- Кто выполнил задание?
- Объясните свой выбор. (Не могу объяснить).
- Почему? (Нет способа, алгоритма определения согласованных и несогласованных определений)
3. Выявление причин затруднения.
Цель:
- организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
- на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы должны были выполнить?
- Что вы использовали при выполнении задания? (Знания об определении, полученные за курс 5-го класса).
- В каком месте возникло затруднение? (Не во всех предложениях нашли определения, не знаем, что такое согласованные и несогласованные определения)
- В чем причина затруднения? (У нас нет способа определения согласованных и несогласованных определений)
4. Проблемное объяснение нового знания.
Цель:
- организовать постановку цели урока;
- организовать уточнение и согласование темы урока;
- организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания;
- организовать фиксацию нового способа действия в речи;
- организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
- соотнесение нового знания с правилом в учебнике, справочнике, словаре и т.д.
- организовать фиксацию преодоления затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Сформулировать алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений).
- Сформулируйте тему урока. (Определение).
- Уточните. (Определение .Согласованные и несогласованные определения).
На экране запись:
Я подошел к огромному разросшемуся дубу.
Волна счастья и радости захлестнула его.
Есть тема получше.
Книга сказок сохранилась в его библиотеке.
Беспокойство мое исчезло.
Дребезжит третий звонок.
- Прочитайте предложения и скажите, что общего меду выделенными словами?
(Все эти слова являются определениями).
- Докажите! (Определение – второстепенный член предложения, обозначает признак предмета, качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей?)
- Найдите предложение, в котором есть словосочетание со связью согласование. (Я подошел к огромному разросшемуся дубу. Беспокойство мое исчезло. Дребезжит третий звонок).
- Подчеркнем определения.
- Раз слова в словосочетаниях связаны при помощи согласования, то какие это определения? (Согласованные).
- Определите, какой частью речи выражены согласованные определения. (Полными прилагательным и причастиями, местоимением, порядковым числительным).
- А теперь обобщите свои наблюдения и скажите, какие определения называются согласованными. (Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями).
- Определим вид связи в словосочетаниях с выделенными словами в других предложениях.
(Волна счастья и радости (управление) захлестнула его. Есть тема получше (примыкание). Книга сказок (управление) сохранилась в его библиотеке (примыкание).
- Чем отличаются эти определения от согласованных? (Видом подчинительной связи с главным словом: не согласование, а управление или примыкание)
- Вы догадались, как называются такие определения? (Несогласованные)
- Поясните, что это за определения. (Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием).
- Что нам осталось установить о несогласованных определениях? (Какими частями речи выражаются).
Запись и анализ названных предложений.
- Откроем учебники и проверим, верно ли мы установили, что такое определение и в чем отличия согласованных от несогласованных определений.
Самостоятельное чтение материала учебника.
- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.
Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют. После согласовывания на доску вывешивается эталон.
- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)
- Мы достигли поставленной цели?
- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Запись предложений под диктовку с заданием подчеркнуть определения, указать, чем выражены, а также согласованные и несогласованные.
1. В голосе его подрагивали нотки смеха.
2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.
3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.
4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.
5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.
Упражнение №1 (выполняется в парах, одна пара работает у доски)
- Прочитайте предложения и сформулируйте к ним задание. (Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в парах предложений).
- Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий.
- Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный.
- Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади.
- В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые.
- Доводы комиссии были очень убедительные. – Комиссия представила убедительные аргументы.2
- С чем были связаны затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).
- Почему возникает такое затруднение? (Именная часть сказуемого может быть выражена теми же частями речи, что и определение)
- Объясните, как не допустить таких ошибок? (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?)
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок;
- по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Для самостоятельной работы предлагается задание на карточке.
После выполнения работы учащиеся проверяют её по образцу для самопроверки.
- Что вы использовали при выполнении задания?
- У кого возникло затруднение при определении согласованных определений?
- В каком месте и почему у вас возникло затруднение?
- У кого возникло затруднение при определении несогласованных определений?
- В каком месте и почему у вас возникло затруднение?
- Кто задание выполнил правильно?
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом;
- повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: обособление согласованных и несогласованных определений.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Упражнение №2
Среди данных предложений укажите предложения с несогласованным определением.
Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх. (Распутин В.)
Пушкин считал народную речь “живым и кипящим источником”. (Зимина А.)
Он с любовью артиста отдавался новому и неожиданному впечатлению. (Гончаров И.)
Хлопья сверкали на ветвях лип. (Хелемский Я.)
В воде отразилось далёкое облако. (Евдокимов Н.)
Было морозное декабрьское утро. (Бондарев Ю.)
Тропа вдоль просеки лесной бывает так прохладна взгляду. (Солоухин В.)
Ответ: 3, 4, 7.
- Объясните свой выбор.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
- организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
- организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
- организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели;
- по результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности;
- организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;
- организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Чему вы сегодня учились?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие цели ставили перед собой?
- Вы достигли поставленных целей?
- Что вам помогало справиться с затруднениями?
- Проанализируйте свою работу на уроке. Учащиеся работают с карточками рефлексии.
Домашнее задание:
Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, вид указать.
Список использованной литературы.
1 Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс / Г.А. Бакулина.—М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2 Русский язык: Учеб.для 8 кл. шк. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М: Просвещение – 2003.
Поделиться…
Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме:
«Однородные и неоднородные определения»
Слайд № 3: Логика урока:
Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия.
Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности.
Слайд № 4:
Цель урока:
• закрепить знания об однородном и неоднородном определении и практический навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении;
Слайд № 5:
• уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями;
• воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к историческому прошлому, нравственным чувствам и убеждениям;
• развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, навыки самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.
Оборудование урока: компьютер, таблицы «Однородные члены редложения», «Однородные и неоднородные определения»; учебник русского языка (8 класс) под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др.
Ход урока.
1. Мобилизующий этап:
Слайд № 1:
Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его: Почему вы так медленно идете под дождём? [Б] – отвечает он. -?-[-].
Справка: Впереди такой же сильный дождь.
А зачем спешить?
Учитель: Перед вами упражнение в виде необычным образом написанной шутки и справка к ней. Сформулируйте задание к этому упражнению.
Ответ учеников: Используя предложения из справки, нужно восстановить текст шутки.
Учащиеся совместно с учителем выполняют задание.
2. Определение темы и цели урока:
Учитель: Прочитайте из шутки предложение с однородными членами. Скажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложении.
Ответ учеников: Это однородные определения.
Учитель: Наряду с однородными определениями, в русском языке существует неоднородные определения. Зная этот факт, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Высвечивается слайд № 2 (тема урока)
Ответ учеников: Тема сегодняшнего урока « Однородные и неоднородные определения».
Учитель: Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что мы начали на прошлом занятии разговор об однородных и неоднородных членах предложения, сформулируйте цель урока.
Высвечивается слайд № 4 (цель урока)
Ответ учеников: закрепить знания об однородном и неоднородном определении и навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении.
Учитель: Может быть, вы мне поможете сформулировать задачи урока?
Ответ учеников: Научиться различать предложения с однородными и неоднородными определениями; уметь использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями.
Высвечивается слайд № 5 (задачи урока)
3. Актуализация знаний учащихся:
Учитель: Задание выполняют две группы.
Слайд № 6:
Задание для первой группы:
Ответить на вопросы, подобрать примеры:
– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
– Какой член предложения называется определением?
– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?
– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?
– Слова каких частей речи согласуются с существительным?
– Какие сочинительные союзы являются соединительными?
– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?
Задание для второй группы:
Слайд № 7:
Подготовьте рассказ-обобщение об однородных членах предложения по плану:
1. Определение однородных членов предложения.
2. В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой?
3. Словами какой части речи выражаются однородные члены предложения?
4. Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения.
5. Понятие о рядах однородных членов предложения.
6. Синтаксическая функция однородных членов предложения.
Задание выполнятся на конкурсной основе.
Дается время не подготовку.
4. Изучение нового материала:
Записываем отрывок из стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева, который написан на доске.
Учитель: Как вы думаете, почему часть прилагательных написана зелёным цветом, а одно - красным?
Ответ учеников: Зелёным – однородные определения, красным - неоднородное.
Учитель: Еще раз обратимся к предложению из шутки с однородными определениями. Прочитайте его. Определите, с какой интонацией произносятся однородные определения.
Ответ учеников: Однородные определения произносятся с интонацией перечисления.
Учитель. Допускают ли однородные определения вставку союза и между ними?
Ответ учеников: Между однородными определениями можно вставить союз и.
Учитель. Если определения произносятся с интонацией перечисления и между ними можно вставить союз и, то это однородные определения, и они одинаково относятся к определяемому слову. Попытайтесь отразить это схематически. Правильный вариант:
Учитель: А теперь изменим данное предложение:
Ответ учеников: Идёт сильный весенний дождь.
Учитель: Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову дождь: ближайшее или дальнее?
Ответ учеников: Ближайшее определение (весенний) относится к определяемому слову (дождь).
Учитель: К чему относится другое определение (сильный)?
Ответ учеников: Другое определение относится к словосочетанию первого определения с существительным.
Учитель: Произносятся ли эти определения с интонацией перечисления и допускается ли между ними вставка союза и.
Ответ учеников: Эти определения не произносятся с интонацией перечисления и между ними не допускается вставки союза и.
Учитель: Это и есть неоднородные определения. Дайте им полную характеристику, соблюдая порядок наших рассуждений. Составьте схемы однородных и неоднородных определений.
Учащиеся составляют схемы:
Ответ учеников: Учащиеся дают полную характеристику признаков и условий однородности и неоднородности определений.
Слайд № 8:
Однородные определения
Признаки и условия однородности
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными
Неоднородные определения
Признаки и условия неоднородности
1. Характеризуют предмет с разных сторон
2. Выражены относительными прилагательными
3. Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного
4. Между определениями нельзя вставить союз и
5. Закрепление изученного материала:
Слайд № 9:
Упражнение 1
1. Стояли жаркие безветренные июньские дни.
2. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги.
3. Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу.
4. Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и скоро прошлась теплым летним обильным дождём.
5. Приятно возвратиться в старое испытанное место.
6. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей.
7. Выхлопной газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения.
СХЕМА: 3 + 3 + 1 = 7
Учитель: Очень внимательно прочитайте предложения. Рассмотрите схему-пример. Сформулируйте задание к упражнению.
Ответ учеников: Данные предложения надо разделить на три группы. В двух группах – по три предложения, в третьей – одно. Поставить недостающие знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание: В одну группу пишут три предложения с однородными определениями, в другую – три предложения с неоднородными определениями, в третью – предложение с однородными и неоднородными определениями.
Слайд № 10:
Упражнение 2
1. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.
2. А в лунную мартовскую ночь плывет над снегами опаловый свет.
3. Васька решил выследить, куда пробирается украдкой этот шальной страшный человек.
4. Возле небольшой заводской площадки, возле складов тускло мерцали огни ночных фонарей.
Учитель: Прочитайте предложения. Найдите в них синтаксические конструкции по теме урока. Сформулируйте задание к упражнению.
Учащиеся предлагают свои варианты заданий, один из них: из данных определений исключить одно с однородными определениями. Подчеркнуть однородные и неоднородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.
Слайд № 11:
Задания к упражнению:
1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов с безударной главной в корне.
2. Составьте цепочку, в которой учитывалось бы количество звуков в слове. Начните со слова прикосновения. Соблюдайте принцип постепенного уменьшения количества звуков в словах.
6. Словарно-орфографическая работа:
Учитель: Познакомимся с двумя новыми словами. Назовите первое слово. Первая его часть является корнем в слове река. Добавьте к ней слово иностранного происхождения, обозначающее посещение, преимущественно деловое.
Это слово реквизит.
Учитель: Определите второе слово. Первая его часть является в латинском языке с приставкой, обозначающей отделение, удаление, отмену и движение вниз, снижение. Чтобы найти вторую часть, нужно из корня слова приковывать убрать парный звонкий согласный звук. К этим двум частям прибавьте слово, обозначающее переносную радиостанцию. Назовите новое слово.
Это слово декорация.
Учитель: Сформулируйте лексическое значение слов реквизит и декорация.
Слайд № 12:
Реквизит – это совокупность предметов для театральной постановки.
Декорация – установленное на сцене место и обстановка театрального действия.
Учитель: Используя орфографический словарь, расскажите о написании слов реквизит и декорация.
Составьте предложение, в которое вошли бы оба новых слов и чтобы в нем были однородные и неоднородные определения.
(Можно дать задание по вариантам: первый вариант составляет предложение с однородным определением, а второй – с неоднородным).
7. Закрепление изученного (продолжение):
Высвечивается слайд № 13 (текст о китайском театре)
Слайд № 13:
Упражнение 3
В спектакле не предусматривалось декораций и реквизита. Во время действия актеры играли с воображаемыми вещами. Артисты с помощью грима, определенных жестов, походки, цвета и покроя костюмов изображали особенности характеров персонажей, из общественное положение. Музыкальные мелодии помогали определить время и место действия. Действие спектакля традиционного театра могло проходить в течение нескольких дней!
Зрители приходили в определённые часы и за чашкой ароматного чая понаблюдали за игрой актером. Они в любое время могли уйти со спектакля, отправляясь по делам или на работу. Затем возвращались, чтобы вновь наслаждаться прекрасной понравившейся пьесой.
Традиционный китайский театр поистине уникален. Он берет начало в далеком народном искусстве, из деревенских праздников. Возникновение китайской традиционной музыкальной драмы обычно соотносится со вторым тысячелетием до нашей эры. В это время в многочисленных южных и северных провинциях Китая получили развитие небольшие местные театры, актеры которых должны были владеть не только искусством певцом, но и быть прекрасными чтецами, танцорами, акробатами. Нередко они росли и воспитывались при театре.
Учитель: У вас на парте находится текст, вернее части текста о китайском театре, написанные в нарушенной последовательности. Прочитайте внимательно и обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.
Ответ учеников: Нужно восстановить текст, определив правильный порядок его частей, ориентируясь на наличие или отсутствие однородных и неоднородных определений. В первой части есть неоднородные определения. Во второй – нет ни однородных, ни неоднородных определений. В третьей части имеются только однородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.
Учащиеся устно составляют текст, проверяют и обосновывают. Затем записывают часть, в которой есть неоднородные определения.
8. Итог урока:
Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.
Рефлексия: На доске – плакат с рисунком горы знаний, к вершине которой стремились сегодня ребята.
Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
Как вам работалось? Легко? Интересно?
Кто испытывал затруднения?
Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы.
Оценивается деятельность школьников на уроке:
Обсуждается домашняя работа:
Учитель: Домашнее задание у вас будет разноуровневым:
Слайд № 14:
1. Традиционное: $ 38, таблица в справочной тетради, упр.300
2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?»
Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше однородных и неоднородных определений.
Слайд № 15:
Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.
ПРОЕКТ УРОКА русского языка в 8 классе
ТЕМА: « Определение. Согласованное и несогласованное определение»
ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая
Обоснование методов и принципов урока
Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/ – М.:Просвещение, 2007г. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» входит в тему «Второстепенные члены предложения» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – изучение нового учебного материала. При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.
Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, фронтальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый, практический и словесный методы. Их сочетание помогло учащимся научиться различать согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.
ТЕМА: Определение. Согласованное и несогласованное определение
ЦЕЛЬ:Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях
ЗАДАЧИ:
- Формирование умения находить в тексте согласованные и несогласованные определения, умения различать их и определять, чем они выражены.
- Развитие и совершенствование умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения для характеристики предметов и явлений, определения-эпитета как средства выразительности речи.
- Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедиа
- Русский язык: Учебник для 8 класса/ – М.:Просвещение, 2007г.
- карточки с заданиями для групп
- карточки для самостоятельной работы каждого ученика
- карточки - анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. Формирование психологического настроя на урок. |
- Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Ост |