Конспект урока русского языка по теме "В стране фразеологизмов" для 6 кл. |
|
|
"Веселая фразеология" . Игра для учащихся 6-го класса
Цель мероприятия:
- популяризация знаний по лексике русского языка;
- развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);
- развитие умения работать в группе.
Оборудование:
- высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;
- названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;
- иллюстрации к фразеологизмам.
Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда.
Организация игры.
В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Пример иллюстрации <Рисунок 1>, <Рисунок 2> Давшие полный ответ становятся игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются.
Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура.
Ход игры
Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».
Символика <Рисунок 3> , <Рисунок 4>
Задание командам:
вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?
золотые зубы – золотые руки |
важная деталь – важная птица |
медвежья услуга – медвежья берлога |
горькая правда – горькая микстура |
волчий хвост – волчий аппетит |
принимать продукцию – принимать участие |
приходить в голову – приходить в школу |
выйти из комнаты – выйти из положения |
дрова разгорелись – глаза разгорелись |
cбивать с дерева – сбивать с толку |
вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?
/ командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:
в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего/
вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?
бить баклуши |
точить лясы |
зрителям: |
попасть впросак |
закадычный друг |
мурашки бегают |
заклятый враг |
кромешная тьма |
|
сломя голову |
с гулькин нос |
вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?
принести стул – принести пользу |
поднять тревогу – поднять занавес |
отдать книгу – отдать честь |
глубокое озеро – глубокое уважение |
зрителям: короткое пальто – короткое замыкание
вопрос 5: Какое прилагательное ( одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы
век, середина, правило |
удар, система, затмение |
суп, шут, чучело |
полюс, буря, поле |
ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный
Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура.
Игра со зрителями:
Объясните значение и происхождение фразеологизмов:
время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный плод
держать порох сухим
одним миром мазаны
Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»
Символика: <Рисунок 5>, <Рисунок 6>
Задание командам:
В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.
1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.
Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.
Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.
Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.
2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава.
Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.
Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!
А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями?
Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие.
Игра со зрителями: «Весёлые картинки». Ведущий показывает зрителям картинку с изображением медведя, мышки, петуха т.д. (<Рисунок 7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>), зрители называют фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов.
Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»
Символика: <Рисунок 12>
Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).
- Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца
- Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего
- Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились
- Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому
- На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало
- Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало
- В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет
- Много прошло времени с той поры. // много воды утекло
- Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили
- Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз