Воскресенье, 17.11.2024, 07:43
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Конспект урока русского языка по теме "В стране фразеологизмов" для 6 кл.

 

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, проводится в 6 классе по учебнику М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Урок – путешествие в увлекательной форме знакомит учащихся с источниками фразеологизмов, вовлекает школьников в мыслительную деятельность, расширяет их кругозор. В ходе урока ребята сами добывают знания, делают обобщения и выводы. На уроке используется групповая форма работы.


Цели урока:
Предметные результаты: знакомство с источниками образования фразеологических оборотов; умение толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами, употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения; использовать фразеологические словари для определения и уточнения значений фразеологизмов.

Метапредметные результаты: адекватное понимание информации сообщения: определять тему и цель урока; формирование навыков отбора, систематизации материала на тему, развитие умений делать выводы.

Личностные результаты: обогащение духовного мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание патриотизма путем приобщения к нравственным ценностям истории, языка.

Домашнее задание к уроку:
1) Повторить материал по теме "Фразеология".
2) Сообщение учащегося по теме "Крылатые слова из басен И.А. Крылова».
3) Задания группам: подготовить сообщения о двух фразеологических оборотах, пришедших в язык из древнегреческой мифологии.
4) Представление фразеологизмов в виде пантомим: водить за нос, сесть в калошу.
5) Перечитать басни И. А. Крылова: "Стрекоза и Муравей", "Слон на воеводстве", "Ворона и Лисица", "Демьянова уха", "Волк и Ягненок".

Оборудование: компьютер,  мультимедийный  проектор,  презентация, карточки с заданием, у каждой группы на парте фразеологические словари, тетради.

Ход урока.

    В светлых, прозрачных глубинных народного языка
    отражается не одна природа родной страны,
    но и вся история духовной жизни народа.
                                                                                                          К. Д. Ушинский.

1. Мотивация к учебной деятельности.
Слово учителя.
 Дорогие ребята! Сегодня у меня особое, приподнятое настроение, потому что я отправляюсь в долгожданное путешествие. 
- А кто из вас желает присоединиться ко мне?
Поднимите руку.  (Все  учащиеся поднимают руку).  Как видим, путешествовать любят все из вас.  Однако это путешествие необычное – в историю родного языка. Поэтому вам понадобятся знания,  смекалка, настойчивость, умение работать с книгой и, конечно же, уважительное отношение друг к другу. Если вы готовы размышлять, сопоставлять, слушать и слышать своих одноклассников, то я приглашаю всех вас на борт корабля.
2. Актуализация знаний.
Слово учителя.
Ребята, чтобы в пути мы не сбились с намеченного курса, нам необходимо  повторить ранее изученный материал.
Работа в группах. Учитель раздает карточки с заданием.
Задание группе №1.
Составьте план сообщения по теме "Фразеологизмы".
Задание группе№2.
Напишите небольшой рассказ, используя в нем  фразеологические обороты.
Задание группе № 3.
Прочитайте отрывки из стихотворений Е. Лаврентьевой. Выпишите из них фразеологические обороты. Сделайте вывод о том, какую  роль  они играют в этих текстах.
1) Жил да был Воробей
По прозванью Ротозей.
И зимой, и летом он
Обожал считать ворон.
2) Филин стать решил певцом:
-Не ударю в грязь лицом!
У меня отличный слух.
И запел он басом: У-у - ух!
Подведение итогов работы. (Общее для всех групп).

"Веселая фразеология" . Игра для учащихся 6-го класса

 


Цель мероприятия:

  • популяризация знаний по лексике русского языка;
  • развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);
  • развитие умения работать в группе.

Оборудование:

  • высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;
  • названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;
  • иллюстрации к фразеологизмам.

Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда.

Организация игры.

В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Пример иллюстрации <Рисунок 1>, <Рисунок 2> Давшие полный ответ становятся игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются.

Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура.

Ход игры

Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».

Символика <Рисунок 3> , <Рисунок 4>

Задание командам:

вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

золотые зубы – золотые руки

важная деталь – важная птица

медвежья услуга – медвежья берлога

горькая правда – горькая микстура

волчий хвост – волчий аппетит

принимать продукцию – принимать участие

приходить в голову – приходить в школу

выйти из комнаты – выйти из положения

дрова разгорелись – глаза разгорелись

cбивать с дерева – сбивать с толку

вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?

/ командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:

в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего/

вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?

бить баклуши

точить лясы

зрителям:

попасть впросак

закадычный друг

мурашки бегают

заклятый враг

кромешная тьма

 

сломя голову

с гулькин нос

 

 

вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?

принести стулпринести пользу

поднять тревогу – поднять занавес

отдать книгу – отдать честь

глубокое озеро – глубокое уважение

зрителям: короткое пальто – короткое замыкание

вопрос 5: Какое прилагательное ( одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы

век, середина, правило

удар, система, затмение

суп, шут, чучело

полюс, буря, поле

ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный

Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура.

Игра со зрителями:

Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный плод
держать порох сухим
одним миром мазаны

Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

Символика: <Рисунок 5>, <Рисунок 6>

Задание командам:

В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.

Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.

Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.

Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.

2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава.

Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.

Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями?

Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие.

Игра со зрителями: «Весёлые картинки». Ведущий показывает зрителям картинку с изображением медведя, мышки, петуха т.д. (<Рисунок 7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>), зрители называют фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов.

Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

Символика: <Рисунок 12>

Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).

  1. Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца
  2. Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего
  3. Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились
  4. Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому
  5. На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало
  6. Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало
  7. В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет
  8. Много прошло времени с той поры. // много воды утекло
  9. Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили
  10. Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз