Конспект открытого урока в 6 классе
«Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.
Задачи урока:
- Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
- Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
- Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;
- Повторить навыки различных видов разбора.
Оборудование урока: экран, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока.
Слайд 1.
Ι. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок, сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните всё, что знаете, и мы начнём.
- А начнем мы…
ΙΙ. Литературная минутка. Сценка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо.
ΙΙΙ. Повторение по теме «Имя прилагательное»
- Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, да и мы с вами повторим все об этой части речи. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие на волшебном паровозике из Ромашково.
Слайд 2.
- Итак, в путь!
Слайд 3.
- Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия - повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи.
- Поэтому, сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретём билеты на паровозик.
Слайд 4.
- Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы кассира. И вот его вопрос.
Слайд 5.
- Что же такое имя прилагательное? (ответ детей)
- Давайте проверим, верен ли ваш ответ.
Слайд 6.
- А теперь откроем тетради, запишем число.
- Сейчас вы сможете применить свои знания. И вот первое задание.
Слайд 7.
- (самостоятельно) Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.
Слайд 8.
Проверь себя!
Новые проблемы, тёмными ночами, чистой тряпкой, душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса.
- Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет объясните ее?
Слайд 9.
- Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на паровозик, занимаем свои места и…
Слайд 10.
- Счастливого пути!
Слайд 11.
- Наше путешествие началось, и на пути первая станция «Разрядная». Стоянка 5 минут. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время и выйдем на перрон.
Слайд 12.
- Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания. (Слайды 13 – 15 - по гиперссылкам)
Слайд 16.
- Наш паровозик состоит из вагонов: 1, 2 и 3. Получите задание по вагонам (самостоятельно):
Первый вагон. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.
Второй вагон. Выпишите относительные имена прилагательные.
Третий вагон. Выпишите притяжательные имена прилагательные.
Слайд 17.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, аннинский, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
Слайд 18.
Проверь себя!
1 вагон |
2 вагон |
3 вагон |
качественные |
относительные |
притяжательные |
высокий |
кирпичный |
дядин |
синий |
деревянный |
Егоров |
смелый |
настольный |
мамин |
низкий |
золотой |
заячий |
строгий |
вчерашний |
медвежья |
- Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!
Слайд 19.
- А вот и следующая станция.
Слайд 20.
- Но что это? Я вижу какой-то странный указатель. Что же он обозначает, кто сможет объяснить, ребята?
- Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
Слайд 21.
- (устно) Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:
Сладкий - … - … .
Вежливый - … - … .
Интересный - … - … .
Строгий - … - … .
Сладкий - слаще - сладчайший.
Вежливый - вежливей - вежливейший.
Интересный - интереснее - интереснейший.
Строгий - строже - строжайший.
- Ну что, поехали дальше. Вот уже видны огни новой станции, название которой я что-то не могу прочесть.
Слайд 22.
Станция «Неизвестная»
- Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)
- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.
Слайд 23.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(один ученик работает у закрытой доски, остальные – с карточками в тетради)
(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш..вый п..дарок; (не)пр..ятный разговор, (не)б..льшой, но милый; (пре)(не)пр..ятное известие; совсем (не)нас..ная погода.
Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.
(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)
- Да, согласитесь, что задания от станции к станции только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. А вот и оно.
Слайд 24.
- Да, прилагательные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.
Словарная диктовка
(самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм)
Бледно-лиловый куст, синие-пресиние глаза, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино.
- Молодцы! Поехали дальше!
- Что за чудные названия станций! Вот и следующая, посмотрите!
Слайд 25.
- Все понятно. Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!
Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям станции «Энная». Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?
(Правило)
Слайд 26.
Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (самостоятельная работа с взаимопроверкой)
Песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, гусь, государство, глина, дерево, серебро, картина, телефон.
Слайд 27.
(Песчаный, оловянный, стеклянный, железный, шерстяной, ржаной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный).
- Ребята, а для остановки на следующей станции нам придётся вспомнить о членах предложения, и, конечно, о том, каким же из них может быть имя прилагательное. Так каким же?
Слайд 28.
Станция «Синтаксическая»
(работа у доски)
На зеленых листьях появились крупные капли, но высокая температура на улице совсем не снизилась4.(повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное)
,но .
Прошел теплый летний дождь.4
- Да, ребята, наше путешествие близится к концу, но впереди еще несколько станций. Поэтому соберитесь, нас ждёт…
1) |
2) |
Слайд 29.
Станция «Морфологическая»
- У вас в тетради записано предложение, которое мы разбирали синтаксически. А теперь нам с вами предстоит другая работа – сделать морфологический разбор прилагательных. Но для начала давайте найдем их в тексте. (называют)
- А теперь – вновь задание по вагонам.
1-й – разбирает летний;
2-й – зеленых;
3-й – крупные.
- Желающий работать у доски делает морфологический разбор любого прилагательного из этих трёх.
Слайд 30.
- Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Итоговая».
- Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученное об имени прилагательном.
- Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста. (выполняют)
Слайд 31.
- Все готовы? Тогда быстренько поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
Слайд 32.
- Ребята, а как вы думаете, для чего мы провели этот тест? (отвечают)
- Поднимите руки, кто удовлетворён своими знаниями?
- А что же нужно сделать, чтобы их улучшить?
- Ну что, Митрофанушка, теперь-то ты знаешь, чем отличается имя существительное от имени прилагательного?
Митрофан. Теперь-то, я думаю, даже моя маменька бы все поняла. Спасибо вам, ребята. Пойду еще раз все повторю по учебнику!
Слайд 37
- Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу! И сейчас мы его оценим.
ΙV. Подведение итогов, выставление отметок.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
(Не)хороший день, плохой; далеко (не)деш…вый п..дарок; (не)пр…ятный разговор; (не)б…льшой, но милый; (пре)(не)пр…ятное известие; совсем (не)нас…ная погода.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
(Не)хороший день, плохой; далеко (не)деш…вый п..дарок; (не)пр…ятный разговор; (не)б…льшой, но милый; (пре)(не)пр…ятное известие; совсем (не)нас…ная погода.
Билет на паровозик из Ромашково
1 ВАГОН 1 МЕСТО
|
Билет на паровозик из Ромашково
1 ВАГОН 2МЕСТО
|
Билет на паровозик из Ромашково
1 ВАГОН 3 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 4 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 5 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 6 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 7 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 8 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 9 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 10 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 11 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 12 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 14 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 15 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 16 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 17 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 18 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
1 ВАГОН 19 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 1 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 2 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 3 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 4 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 5 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 6 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 7 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 8 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
2 ВАГОН 9 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 1 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 2 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 3 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 4 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 5 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 6 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 7 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 8 МЕСТО
|
Билет на паровозик в Ромашково
3 ВАГОН 9 МЕСТО
|
Аннотация: Изучение части речи «Имя прилагательное» начинается с начальной школы. В 6 классе происходит углубление представления о прилагательном. Изучение данной части речи заканчивается повторительно-обобщающим уроком, на котором ребята оценивают уровень своих знаний и готовятся к контролирующей работе.
В предлагаемом конспекте урока особое внимание уделяется групповой форме организации учащихся, что позволяет создавать партнерство в учении, развивает умение слушать и слышать друг друга, формированию информационной, коммуникативной компетентностей.
Тема урока: Повторение по теме «Имя прилагательное»
Предмет: русский
язык
Класс: 6
Учебник: для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Задачи:
1.Систематизировать знания учащихся по теме, закрепить навыки правописания прилагательных.
2.Продолжить формирование умений использовать имена прилагательные в речи.
3.Развивать память, мышление, умение пользоваться алгоритмами, опорными записями при выполнении различных заданий.
4.Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение работать в группах, вести учебную дискуссию.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование:
компьютерная презентация;
интерактивная доска, карточки-задания.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Задание: Тест (приложение №1)
(Учащиеся самостоятельно выполняют тест)
-Возникли трудности при выполнении данного теста? На все вопросы смогли ответить?
(проверка теста: координаторы в группах зачитывают правильные ответы).
-Сформулируйте тему урока, опираясь на тест.
-Чем мы сегодня будем заниматься? Какие задачи мы перед собой поставим? (учащиеся сами формулируют цель и задачи урока);(слайд 2)
3. Прочитайте тексты, сравните. Чем они отличаются? (слайд 3)
1. Настали дни. В траве проглядывают стебельки. Ветер разносит аромат земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.
2. Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.
-Какова роль прилагательных в тексте? Что они обозначают?
Задание: выполните синтаксический разбор второго предложения, сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного (один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения на интерактивной доске) (слайд 4)
-Объясните правописание прилагательного (в траве) прошлогодней. Какое это прилагательное? Способ образования?
Задание: подберите к выделенным существительным сложные прилагательные. (Задание выполняется в группах)
Возможный вариант текста: (слайд №5) (учащиеся выполняют морфемный разбор сложных прилагательных на интерактивной доске)
Настали весенние дни. В желто-коричневой прошлогодней траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Южно-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.
Повторение правописания прилагательных.
Работа с сигнальными карточками: Учитель произносит тезисы. Если
тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.
Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное.
В прилагательных, образованных с помощью суффиксов –онн-, -енн-, пишется НН.
В суффиксе –ян- всегда пишется Н.
В кратких прилагательных всегда пишется Н.
В суффиксе –ин- всегда пишется Н.
В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса –ин-.
Слова зеленый, синий, юный, румяный, багряный пишутся с Н.
Задание: Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы Н или НН (задание выполняется в парах) (Приложение №2; слайд № 6)
5. «Третий лишний». Выберите «лишнее» прилагательное из слов, записанных выше. По какому критерию вы будете это делать? (Разряды прилагательных) (работа в группах) (слайд 7) Задание: Определите разряд прилагательных.
1.Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус.
2. Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день.
3. Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв.
6. Повторение правописания Не с прилагательными. Какие из перечисленных приемов используют при выборе слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными?
Напишите номера ваших ответов (работа в группах) (слайд 8)
1. Найти зависимые слова.
2. Установить, если предлог.
3. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ.
4.Поставить вопрос к слову.
5.Определить падеж.
6.Выяснить, есть ли в предложении противопоставление.
7.Установить, можно ли заменить слово синонимом.
8.Подобрать родственные слова.
Задание: «Составьте шифр» Определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с -НЕ. Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.
Книга нисколько не интересная; некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; недорогой, но красивый платок; далеко не красивый поступок; неинтересный рассказ; не широкая, а узкая канава; невысокий кустарник
Взаимопроверка (слайд 9)
(Р,С,С,С, С, С, Р, С, Р, С.)
7.«Не спутай кармашки»
Задание: от существительных, записанных на карточках, образуете прилагательные с помощью суффикса –К- или –СК-. Положить карточку в соответствующий кармашек. (работа в парах)
Черкес, рыбак, словак, немец, стрелец, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, Турция, елец.
(самопроверка) (слайд 10)
8. Запишите предложения, исправив ошибки. Каким правилом будете пользоваться? (Степени сравнения прилагательных)
1.Развитие событий в этой картине становится более интереснее.
2.Волга ширее Дона.
3. С наступлением весны дни становятся длиньше.
4. Из двух зол выбирай более меньшее.
5. Нет ничего красивше природы родного уголка.
Задание: Выполнить на выбор синтаксический разбор одного предложения. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.
9.«Буквенный диктант»
Прослушайте утверждения, если согласны, поставьте в буквенном диктанте букву «Д», не согласны – «Н»
1.
Прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы: какой, какая, какие.
Обозначает признак предмета.
В предложении бывает определением.
2.
Прилагательное имеет разряды: качественное, относительное, притяжательное.
Относительное прилагательное имеет степени сравнения.
Прилагательное лисий – относительное.
3.
Прилагательные: неряшливый, неугомонный пишутся слитно, т.к. без НЕ не употребляются.
Прилагательное: Неглубокая, но холодная река пишется раздельно.
Если прилагательное можно заменить синонимом без –НЕ, то можно написать раздельно
4.
Качественные прилагательные имеют степени сравнения.
Прилагательные: меньше, хуже, лучше относятся к простой сравнительной степени. Прилагательные: более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени
5.
В предложении: Морозное дыхание метели еще свежо 2 прилагательных.
В суффиксах прилагательных: лицевой, ситцевый, моржовый пишется буква Е.
В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения — буква Е.
6.
Сложные прилагательные пишутся только слитно.
Прилагательные, обозначающие оттенки цветов пишутся слитно.
Сложные прилагательные могут писаться слитно или через дефис.
7.
Ветреный – Н.
Стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН.
В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных
8.Рефлексия. Самопроверка (слайд 12)
Самостоятельно оцените свои знания по теме (если учащиеся выполнили буквенный диктант без ошибок, у них получится цифра «5»). Подумайте, что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?
9.Подведение итогов.
10.Домашнее задание: подготовиться к зачетной работе; контрольные вопросы — с.135 учебника
Приложение 1
Тест:
№
задание
1.
Прилагательное обозначает:
а) предмет; б) признак предмета; в) действие;
2
Прилагательное может отвечать на вопрос:
а) каков? б) что делать? в) что?
3
Прилагательное может изменяться:
а) по родам; б) лицам; в) временам;
4
В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего; б) определения; в) сказуемого.
5
Укажите прилагательные в сравнительной степени:
а) высокий; б) глубочайший; в)лучше.
6
Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному:
а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.
7
Прилагательное дли..ый (путь) образовано с помощью суффикса: а) Н; б) ин
8
В прилагательном плюш..вый пишется буква:
а) о; б)ё
9
Прилагательное (темно)зеленый пишется:
а) слитно б) раздельно; в)через дефис.
Приложение № 2
1.Соломе..ая шляпа, кожа..ое пальто, комари..ый укус.
2. Стекля..ый кувшин, серебря..ое кольцо, безветре..ый день.
3. Оловя..ый солдатик, гуси..ое перо, ути..ый клюв.
Приложение № 3
«Не спутай кармашки»
Задание: от существительных, записанных на карточках, образуете прилагательные с помощью суффикса –К- или –СК-. Положить карточку в соответствующий кармашек.
Черкес, рыбак, словак, немец, стрелец, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, Турция, елец..
Конспект урока русского языка в 6 классе
«Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.
Задачи урока:
- Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
- Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
- Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;
- Повторить навыки различных видов разбора.
Оборудование урока: экран, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Вашему вниманию представлен синквейн- В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В первой строке задана тема стихотворения
…
Полное Качественное
Указывает Описывает Украшает
Характеризует предмет с разных сторон.
Часть речи.
-О какой части речи говорится в этом пятистишии? Правильно, о прилагательном. Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы “Имя прилагательное”, я хочу пригласить вас на урок грамматики, на котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.
2.Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки» (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»)
Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо.
Учитель: Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий.
Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным? Давайте обратимся к этимологии.
3 .«Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
Например:
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет…
Лес, оказывается, может быть не только зеленым, а юным, а дым не только серым. Имена прилагательные описывают предмет, как будто рисуем его красками.
4.. Повторение по теме «Имя прилагательное»
- Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, да и мы с вами повторим все об этой части речи. Я приглашаю вас отправиться в путешествие по удивительной стране « Имя прилагательное» на волшебном паровозике.
Итак, в путь!
- Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия - повторение изученного об имени прилагательном
- Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы кассира. И вот его вопрос.
- Что же такое имя прилагательное? (ответ детей)
- Давайте проверим, верен ли ваш ответ.
- А теперь откроем тетради, запишем число, классная работа.
- Сейчас вы сможете применить свои знания. И вот первое задание.
- Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.
- Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на паровозик, занимаем свои места и…
- Счастливого пути!
- Наше путешествие началось, и на пути первая
станция «Разрядная». Игра «Светофор»
Стоянка 5 минут. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время и выйдем на перрон.
- Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания.
- Наш паровозик состоит из вагонов: 1, 2 и 3. Получите задание по вагонам (самостоятельно):
Первый вагон. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.
Второй вагон. Выпишите относительные имена прилагательные.
Третий вагон. Выпишите притя