Конспект урока русского языка в 6 классе
Класс: 6
Тема: " Фразеологизмы "
Цель урока:
• сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
• способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
• способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, мультимедиа-проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
А) Синтаксическая пятиминутка.
- Запишите предложение, подчёркните главные члены, составьте схему предложения, дайте характеристику.
Ночь темна и тепла,
Благодатная мгла
На долины легла.
- Найдите в толковом словаре значение выделенных слов.
IV. Формирование новых понятий и способов действия
-Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» Эти словосочетания являются фразеологизмами. Сегодня на уроке мы узнаем значение нового слова «фразеологизмы», что же это такое и где они употребляются?
- Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?
- Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
- А теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют.
Выступления учащихся.
- С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию работника по его словарю:
1) сгущать краски, не жалеть красок;
2) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства;
3) игра в одни ворота, игра не по правилам.
- Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в футляре (А.П. Чехов).
- Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
V. Формирование и применение основных навыков и умений
А) Работа с учебником
- Спишите Упр. 458, найдите фразеологизмы. Как поняли смысл? С одним из них составьте предложение, запишите.
Б) Работа у доски
-Запишите предложение.
Мы увидели волка и задали стрекача.
- Давайте сделаем синтаксический разбор этого предложения. Но прежде узнаем, какую синтаксическую роль играют фразеологизмы? Прочитайте правило стр. 129.
В) Творческая работа
-Составьте из разбросанных частей фразеологизмы.
-- Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
-- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
-- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
-- На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
-- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
-- Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
- Как вы думаете, почему фразеологизмы называют крылатыми выражениями?
- Как вы думаете, откуда можно узнать о происхождении фразеологизмов? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.
Г) Игра «Зоологическая страничка».
- Дополните следующие фразеологизмы:
-- Голоден, как …(волк)
-- Труслив, как ...(заяц)
-- Здоров, как …(бык)
-- На ухо наступил… (медведь)
-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота
-- Грязный, как … (свинья)
-- Колючий, как … (еж)
- Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью.
Д) Самостоятельная работа.
- А сейчас выполним самостоятельную работу по карточке.
Карточка
-Подоберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант – антонимы)
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
V. Сообщение информации о Д\З
Выполните карточку. Продолжите рассказ.
Карточка
Мир Зацепочкина.
Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.
В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!»
Да, на уроках наш герой бил баклуши, …..
VI. Этап рефлексии
- Чему был посвящен наш урок?
- Что такое фразеологизмы?
- Что вы о них узнали?
А на следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся фразеологизмы по своему происхождению. Будем учиться различать их.
Оценки за урок…
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Фразеология. Фразеологизмы».
Тип урока: Урок-путешествие
Тема урока: «Неизвестная страна Фразеология».
Цель урока:
- в игровой занимательной форме познакомить ребят с разделом «Фразеология», с фразеологизмами;
- научить находить фразеологизмы и употреблять их в речи
- формировать у ребят умение работать с фразеологическим словарем, обогащать их словарный запас.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня мы все вместе отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая вам неизвестна. Называется она Фразеология. Фразеология –это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Ее жители ничем не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Давайте послушаем диалог жителей этой страны.
2.Просмотр сценки –диалога( индивидуальное задание)
Ребята изображают ссору.
Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
Второй ему:
-Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подходит к ним дежурный, начинает их растаскивать.
Они ему отвечают вместе:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
3.Введение нового материала:
1) Беседа с классом.
-Какими же такими загадками говорят ребята? ( они употребляют особые выражения, сочетания слов)
-Что же такого в них загадочного и необычного? (их надо понимать не буквально, они употребляются в переносном значении)
- Назовите эти выражения:
Где раки зимуют (проучить, выражение угрозы)
Из кожи вон лезет (очень стараться)
Спит с открытыми глазами ( следить за кем-нибудь)
*Такие выражения жители называют фразеологизмами. Чтобы их речь была выразительной, они всегда говорят, используя их.
-Попробуйте перевести эти фразеологизмы на наш язык, объясняя их смысл и заменяя одним-двумя словами.
* Ребята, наверное, вам интересно узнать, как фразеологизмы появились в языке этой страны, какая у них история. Сами жители сейчас расскажут вам об этом.
4. Сообщение учащихся на тему: «История одного фразеологизма» (индивидуальное задание).
5. Слово учителя.
Ребята, чтобы понимать этот интересный язык жителей страны, надо его изучать. Давайте сейчас выполним несколько заданий, чтобы больше узнать фразеологизмов. Новый язык изучать всегда сложно, поэтому вы будете пользоваться фразеологическим словарем.
6. Игра – соревнование( ребята работают в группах, за каждый правильный ответ команда получает один балл)
Задание №1
«Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)
Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.
После выполнения задания они объясняют смысл фразеологизмов. Если не смогут правильно объяснить, то обращаются к словарю.
Задание №2
«На загадку дай отгадку» (отгадайте загадку, отгадкой к которой будет фразеологизм, объясните сами их смысл.)
- Его вешают, приходя в уныние (вешать нос)
- Его держат за зубами (держать язык за зубами)
- Ее «просит» дырявая обувь (каши просит)
- Ее набирают в рот, не желая говорить (набрать в рот воды)
Проверка выполнения задания осуществляется также.
Задание №3
Закончите предложения фразеологизмами- сравнениями, объясните их смысл:
- Новые дома растут в поселке как (грибы после дождя)
- Город он знает как (свои пять пальцев)
- Похожи они с братом как (две капли воды)
- Что ему ни говори, ему все как (с гуся вода)
Проверка выполнения задания осуществляется также.
Задание № 4
«Кто быстрее» (в приведенных фразеологизмах в словах перепутаны буквы. Расставьте их правильно и прочитайте фразеологизм, объясните их смысл)
- Трабь кабы аз гаро- брать быка за рога.
- В ценок ковноц- в конце концов
- Стяпус рувака- спустя рукава
- Ладеть зи химу налос- делать из мухи слона.
Слово учителя:
Сейчас мы проверим, научились вы говорить на этом языке.
Задание №5
Придумайте сценку с несколькими репликами, включая в них 3-4 фразеологизма.
7.Подведение итогов игры и выставление оценок.
8. Заключительное слово учителя:
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам, ребята, пути!
Домашнее задание: (Дифференцированное, по выбору учащегося)
- подготовить сообщение «История одного фразеологизма»
- нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
- напишите сочинение- миниатюру, включите в него 3-4 фразеологизма.
( Эта тема рассчитана на 2 часа, поэтому на втором уроке по рисункам ребят ученики будут отгадывать фразеологизмы, а также слушать сообщения и сочинения- миниатюры учащихся.)
Викторина
-- Что не вырубишь топором?
-- Куда вставляют палки?
-- Что бьют бездельники?
-- На каких ножках избушка?
-- Кого тянут за хвост
-- Когда цыплят считают?
Игра «Зоологическая страничка».
- Дополните следующие фразеологизмы:
-- Голоден, как …
-- Труслив, как ...
-- Здоров, как …
-- На ухо наступил…
-- Смотрит, как …
-- Грязный, как …
-- Колючий, как …
- Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью.
Самостоятельная работа.
Карточка
-Подоберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант – антонимы)
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
«Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)
Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.
После выполнения задания они объясняют смысл фразеологизмов. Если не смогут правильно объяснить, то обращаются к словарю.
«На загадку дай отгадку» (отгадайте загадку, отгадкой к которой будет фразеологизм, объясните сами их смысл.)
1.Его вешают, приходя в уныние
2.Его держат за зубами
3.Ее «просит» дырявая обувь
4.Ее набирают в рот, не желая говорить
«Закончи фразу…» (замените предложения фразеологизмами- сравнениями, объясните их смысл):
1)Новые дома растут в поселке как
2)Город он знает как
3)Похожи они с братом как
4)Что ему ни говори, ему все как
«Кто быстрее» (в приведенных фразеологизмах в словах перепутаны буквы. Расставьте их правильно и прочитайте фразеологизм, объясните их смысл)
1.Трабь кабы аз гаро-
2.В ценок ковноц-
3.Стяпус рувака-
4.Ладеть зи химу налос-