Неделя русского языка и литературы. «Миры Николая Некрасова»
( 191год со дня рождения поэта)
Цели проведения предметной недели:
Систематизировать знания о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; развивать восприятие текста поэтического произведения, навыки выразительного чтения, исследовательские способности учащихся; воспитывать чувство прекрасного на примерах художественных произведений.
Дидактические цели:
1. Формировать умения:
а) подробно или кратко излагать свои мысли;
б) самостоятельной познавательной активности;
в) навыков работы с большим объёмом информации;
г) видеть проблемы и решать их;
д) применять базовые знания, дополнительную информацию для решения конкретных вопросов.
2. Совершенствовать своё художественное восприятие.
3. Развивать:
а) воображение, образное и понятийное мышление, память, речь;
б) креативные способности;
в) критическое мышление;
г) навыки работы в группах;
д) умение корректно отстаивать свою точку зрения.
Методические задачи:
1. Уметь сжато или выборочно пересказывать текст.
2. Выразительно читать наизусть.
3. Выявлять главное и второстепенное в материалах учебника, в дополнительной литературе, в художественных произведениях.
4. Осуществить:
а) аналитическую беседу,
б) индивидуальные задания,
в) самостоятельную работу,
г) элементы диспута.
5. Создавать эмоционально-нравственные ситуации.
6. Развивать способности испытывать воздействие художественного произведения на личность.
8. Произвести контроль знаний учащихся, систематизацию и обобщение.
9. Стимулировать интерес к учебной деятельности.
План
23 января. Понедельник. Организация творческого проекта-конкурса иллюстраций к произведениям Н.А.Некрасова.
Выставка книг, рисунков и стенгазет.
Участники: учащиеся 5-11кл.
Ответственные: учителя русского языка и литературы.
24 января. Вторник. Учебно-практическая конференция.
Электронная презентация «Экскурсия по некрасовским местам Ярославской области».
Ответственные: 9А кл.(Лазарев Я.) , 9Бкл.(Рябов О.)
Темы докладов по творчеству Н Некрасова.
- Образ молодого современника в творчестве Н.А. Некрасова.
- Загадка русского мужика в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
- Праведники и грешники в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
4. Счастье в понимании лирического героя Н. Некрасова, А. Пушкина и М. Лермонтова
5. Образ Музы в творчестве Пушкина и Некрасова: традиция и новаторство в понимании сущности поэтического творчества.
6. Концепция любви в лирике Некрасова и Тютчева («денисьевский» и «панаевский» циклы).
7. Тема природы в лирике Н. Некрасова и Ф. Тютчева (сравнительный анализ стихов «Перед дождем» Некрасова и «Перед дождем» Тютчева).
8. «Может, во внуках наших Некрасов и Фет помирятся»: «Муза» Некрасова и «Муза» Фета.
9. Полифонизм лирики Некрасова.
10. «Литература была за Некрасовым как за каменной стеной» (собирательская, издательская, журналистская деятельность Н.А. Некрасова).
11. Волга в жизни и поэзии Н.А. Некрасова.
- Тема русской матери в творчестве Н.А. Некрасова («Рыцарь на час», поэма «Мать», «Баюшки-баю», «Внимая ужасам войны», «Орина, мать солдатская» и др.).
- «Важен в поэме стиль, отвечающий теме» (по поэме «Мороз, Красный нос»).
- Образ русской женщины в творчестве поэта Некрасова и живописца Венецианова.
- «О город, город роковой» (тема города в творчестве Некрасова и поэтов-современников).
- Образ заезженной клячи в цикле Н.А. Некрасова «О погоде» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Художественная концепция детства в творчестве Н. Некрасова («Дед Мазай и зайцы», «Школьник», «Песня Еремушке», «Крестьянские дети» и др.).
- Звуковые образы в поэтике Некрасова и Блока (по поэмам «Кому на Руси жить хорошо» и «Двенадцать»).
- Некрасовская традиция в современной лирике (Н. Тряпкина, В. Шаламова, А. Вознесенского).
- Некрасовские мотивы в творчестве Андрея Белого (сборник «Пепел»).
- К.И. Чуковский как исследователь творчества Н.А. Некрасова.
- Общность художественного метода Некрасова-поэта и художников-передвижников.
- Пушкинские мотивы в стихотворении Некрасова «Элегия».
- Народные приметы и обряды в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
- Народно-поэтическая основа поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
- Гриша Добросклонов и образы «героев своего времени» в русской литературе второй половины XIX века (на примере 2-3 произведений).
- Роль песен Гриши Добросклонова в раскрытии смысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Участники: учащиеся 10-11кл. В каждом классе определяется 2 человека, которые готовят доклады по 1 из вопросов. Выступление 5-7 мин.
Класс |
ФИ докладчика |
Тема доклада |
10А кл. |
Гейдарова А. |
Образ русской женщины в лирике Н.А.Некрасова |
10Б кл. |
Алексеева Ю., Лартева Е. |
Образ русской женщины в творчестве поэта Некрасова и живописца Венецианова.
|
11А кл. |
Максимова Ю., Сычева Т. |
Образ русской женщины в лирике Н.А.Некрасова |
11Б кл. |
Васильев А.,
Коннова К. |
Загадка русского мужика в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Образ русской женщины в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» |
Ответственные: учителя русского языка и литературы (Полякова Е.Н., Саулин В.И., Мякина М.В., Сельцина Н.Н.)
25января.Среда – День Творчества.
Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают участие все желающие. (На стенде вывесить творческие работы, статьи в газету, стихи, заметки)
Смотр–конкурс на лучшую ученическую тетрадь.
Конкурс чтецов стихотворений и поэм Н.А.Некрасова.
Участвуют уч-ся 5-11 кл.
26января.Четверг –день Науки.(8кл.).
Ответств.: Полякова Е.Н.
27января. Пятница – Проведение урока-дискуссии «Н.А.Некрасов глаза
ми современного писателя».
Старшие классы
Урок-дискуссия «Н.A. Некрасов глазами современного читателя»
Для проведения дискуссии выбирается проблемный вопрос: «Способна ли поэзия Некрасова согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет суть истинного искусства?» Для направления деятельность можно конкретизировать вопрос в виде ряда тезисов «Есть мнение...»
1. Есть мнение, что поэзия Н.А. Некрасова устарела, осталась в прошлом и не может вызвать интереса у сегодняшнего читателя».
2. Есть мнение, что Некрасов отказался от светлых сторон жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ.
3. Есть мнение, что Некрасов стал поэтом «мести и печали» и попытался соединить любовь и ненависть, и его стихи переполнены злобой, а вместо любви выходит сентиментальность.
4. Есть мнение, что стихи Некрасова – это газетная поэзия, репортаж в стихах. Учащиеся заранее распределяются на две группы, занимающие позиции утверждения и отрицания, и формулируют три аргумента в пользу своей точки зрения. Преподаватель предлагает учащимся различные дидактические материалы для подготовки и ведения дискуссии (стихотворения Некрасова, фрагменты критических статей о Некрасове, высказывания современников к др.). Кроме того, формируется группа экспертов, которые будут оценивать убедительность аргументации.
Структура дискуссии:
• постановка учителем проблемного вопроса,
• выступления представителей каждой команды (в максимально сжатой форме – формулировка и доказательство трех аргументов),
• выдвижение каждой командой контраргументов по отношению к каждому из доводов противников,
• ответы команд на контраргументы,
• высказывания учащихся в режиме свободного диалога,
• выступление экспертов, называющих группу, сумевшую предложить самую вескую систему аргументов и самые убедительные ответы,
• подведение учителем итогов дискуссии.
Участники: учащиеся 10-11кл.
класс |
|
10Б кл. |
- |
11А кл. |
Сычева Т., Максимова Ю., Васякина Ю., Колесникова О., Павлова Н., Курочкина О. |
11Б кл. |
Васильев А., Гусева Е., Скурыгин Н., Иванов Е., Рыжова Е., Григорьева А. |
Ответственные: учителя русского языка и литературы (Саулин В.И., Мякина М.В., Сельцина Н.Н.)
Суббота – Подведение итогов конкурсов, аукционов. Награждение на линейке победителей.