Конспект урока литературы "Личность и эпоха в истории художественной литературы. Образ Е.Пугачева в повести "Капитанская дочка"
Цель и задачи:
- Показать связь истории и литературы на примере повести “Капитанская дочка”.
- Рассмотреть глубину характера Е.Пугачёва.
- Рассмотреть Е.Пугачева как историческую фигуру и как литературного героя.
- Развивать навыки анализа литературного героя, речь.
- Воспитывать интерес учащихся к эпохе 18 века, к личности Пугачёва, воспитывать нравственные качества.
Оборудование: учебники, иллюстрация “Пугачёв в окружении соратников”, таблица.
А разве нет удачи удалому?
А.С.Пушкин
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
– Мы продолжаем анализировать повесть А.С. Пушкина “ Капитанская дочка”.
“В моей “Капитанской дочке” не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: “Капитанская дочка”,а думаю : “Пугачёв”, – так Пушкина прочитала Марина Цветаева, известная русская поэтесса.
– Задумывались ли вы над тем, какова его роль в романе? В истории России?
Тема нашего урока – “Образ Пугачёва в повести “Капитанская дочка”.
Цель урока: рассмотреть глубину личности Пугачёва, рассмотреть его как историческую фигуру и как литературного героя.
III. Анализ личности Емельяна Пугачёва.
– В первую очередь, Пугачёв – историческая личность. Что вы узнали из истории о фигуре Пугачёва?
(Сообщение учащихся).
История вывела Пугачёва из-под своих таинственных покров, сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, сказочной. Безусловно, такой человек не мог не заинтересовать Пушкина и как писателя, и как историка. Именно этот человек, самозванец, глава восставших, стал одним из героев произведения.
– Как входит он в пушкинские страницы? (Пересказ эпизода, описывающего буран.)
– Почему именно в буран? (Буран – стихия, символизирующая жизнь главных героев, Гринёва и Пугачёва. Это преддверие главной темы – бунта.)
– Какое слово задерживает внимание? (Вожатый.)
– Да, вожатый, Но стоит ли оно нашего внимания? (Это"ключ" к особой роли, которую предстоит сыграть Пугачёву.)
– Действительно, сцена встречи полна предзнаменований и пророчеств.
— “Или волк ,или человек,"– говорит Гринёв о Пугачеве во время метели. Может быть, это тоже намёк ? (То волком, то человеком окажется Пугачёв.)
– Нелегко относиться к Пугачёву однозначно. Что вас поразило в нём? Во внешности? (Глаза, речь.)
Лукавство, связь с народом
– О чём говорят глаза?
– Как вы к нему относитесь? (Ответы детей.)
– У вас мнения разделились . И это не случайно , потому что Пугачёв – сложная фигура. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. В нём уживается жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и помочь ему . Он может хмуриться и добродушно улыбаться.
Жестокость, лукавство
– Пугачёв по-разному общается с людьми. Сравнение его с другими персонажами помогут лучше понять характер самозванца. (Савельич–Пугачёв: все они представители народа. Но Савельич – рабское начало. Он настолько не понимает , что считает злодеем.)
Свободолюбие
– Вспомните калмыцкую сказку, которую рассказал Емельян Пугачёв Гринёву? Что заключено в ней? (В ней"мужицкий царь" изложил своё жизненное кредо, своё представление о настоящей жизни– короткой, но яркой , свободной . Кстати, и проживает он, как и орёл из сказки, тридцать три года).
– В каких словах ещё проявляется его свободолюбие? ("Улица моя тесна, воли мне мало")
– Как автор показывает, что бунт обречён, и скорая гибель Пугачёва неминуема? (Описывает "свиту" предводителя)
(Эпизод с песней)
– Во взаимоотношении с каким героем мы видим проявление у Пугачёва только положительных черт? (С Гринёвым.)
– Какие это качества? (Честность, широта натуры, добродушие, память на добро, искренность.)
– В чём проявляется искренность?
(Например, он говорит: “А разве нет удачи удалому?” И не особо убеждает его в своём царском происхождении).
– В чём заключается широта натуры " вожатого"? ("Казнить, так казнить, миловать, так миловать". Раз помиловав Гринёва, он верен принципу до конца.)
– !В чём различие его с Екатериной II? (Та помиловала безвинного.)
– Какие ещё качества героя вы увидели? (Смелость.)
а) Смелость. " Приступ." " ... картечь хватила в самую середину толпы . Мятежники отхлынули в обе стороны ...Предводитель их остался один впереди... "
б) Швабрин бросил на Пугачёва зловещую тень…
– Литературоведы отмечают ,что в Пугачёве проявляются некоторые романтические черты. Докажите.
- одиночество;
- демонизм;
- мотив разбойников;
- романтич.символика: буран, сон;
- глаза.
IV. Прослушивание песни "Из-за леса, леса темного".
– Знал ли автор эту песню? Сравните её и повесть.
– Как Пушкин относится к рус. бунту?!
– Пугачёв в романе не тождественен своему историческому прототипу. Почему? (Дан глазами Гринёва.)
V. Итог.
– И всё-таки, каково ваше отношение к Пугачёву? (Да, мы не простим ему расправы над защитниками Белогородской крепости . Но в нём много положительных черт.)
– Вспомните начальный эпиграф. "Сберёг ли честь Пугачёв ? (Высказывание детей.)
Тема: Литературная игра по повести А.С. Пушкина « Капитанская дочка».
Цели: углубить понимание идейно-художественногобогатства романа, учить разгадывать замысел автора,
хорошо ориентироваться в тексте.
Задачи: разгадать некоторые загадки « Капитанскойдочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин.
Предварительная подготовка: Класс делится на команды.
Эпиграф:
« В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но
ещё как бы лучше её». ( Н.В.Гоголь).
Ход урока
1.Слово учителя
В этом году мы вновь обратились к творчествуАлександра Сергеевича Пушкина – познакомились с его повестью « Капитанская дочка», последним крупным произведением писателя, которому сам Пушкин придавал большое значение. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка»-удивительное произведение.
- Кому книга показалась сложной? Простой? И всё ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?
Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки»,загадки человеческой жизни, истории, над которыми
размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
2.Блицопрос.
Давайте вспомним страницы романа.
1.Имя отца Гринёва? (Андрей Петрович.)
2.Служил при графе…(Минихе.)
3.Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич.)
4.Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году).
5….и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля).
6.Был нанят француз…(мосье Бопре.)
7….который в отечестве своем был…(парикмахером).
8….в Пруссии…(солдатом).
9….а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем, не очень понимая значения этого слова).
10.Батюшка вошёл на урок…(географии).
11.В это время Гринёв…(прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды).
12.А Бопре…(спал на кровати сном невинности).
13.Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?...» ( Мотать да
повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)
14.Шаматон – это…(бездельник, шалопай).
15.Капитан Миронов и его жена были люди самые… (почтенные).
16.Иван Кузмич вышел в офицеры из…(солдатских детей).
17.Он был необразованный и простой, но самый…(честный и добрый человек).
18.В Марье Ивановне «я нашёл…» (благоразумную и чувствительную девушку).
19.Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серёг).
20.Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?» (Знаю по опыту её нрав и обычай)
21.Как ответил Гринёв?( «Ты лжёшь, мерзавец, ты лжёшь самым бесстыдным образом!»).
22. « Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце ……года».(1773 г.)
23.Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак…( Емельян Пугачёв).
24….учинил непростительную дерзость.(Принятием на себя имени покойного императора Петра ///.)
25.Кто « сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»?(Пугачёв).
26. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо».(Капрал Белобородов.)
27. « Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами…нос без ноздрей».(Афанасий Соколов – Хлопуша).
28. « Схвачен был башкирец с возмутительными листами. Я взглянул на него и содрогнулся…Ему казалось лет семьдесят. У него не было…» (ни носа, ни ушей).
3.Задание для аргументированного ответа
Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…
Первой команде: …бытовым романом?
Второй команде: … историческим романом?
Вывод: О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять,что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории
4.Отгадайте, кто этот человек
-«Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется».(Маша).
- Загадочным ли вам кажется её характер?(Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною
дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть
характер удивительный).
- Кто первым найдёт, как Маша отвечает на слова Гринёва:
« Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас
Благославят, мы обвенчаемся»?(Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благославения не будет тебе счастия».)
- Кто точнее назовёт черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации?(Чувство долга, самоотверженность.)
- Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему её Пугачёву на слова: «Скажи, голубушка,
За что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»?(Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру,
если меня не избавят».)
-Какие черты характера здесь проявляются?(Твердость, решительность.)
-Чем характер Маши интересен Пушкину?( Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини- любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим её людям, спасают их.)
- Екатерина //, Пётр///…и Маша Миронова. Государственные
Лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, настолько оно- Человек.)
5.Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка.
И Пушкин даёт подсказку- эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.
Задание. Разгадайте эпиграф.
Первой команде- к 7 главе «Приступ»:
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!..
(Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета,
богатства у начальников, ни сострадания у казаков.
Это сострадание – Пушкина – звучит в эпиграфе, народной песне. Учит
видеть человека за должностью и мундиром.)
Второй команде- к 12 главе «Сирота»:
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек…
(Свадебная народная песня о сироте соотносится с судьбой Маши.)
6. Конкурс капитанов.
1.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;
б) Швабрин; 2) Екатерина //;
в) «енералы»Пугачёва; 3) Гринёв;
2.Соотнесите элементы композиции и элементы развития
любовного сюжета.
а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца;
б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше;
в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении;
г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести
7. Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба, равно интересны Пушкину
Задание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»:
Екатерина// или Пугачёв?
а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой»: «Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате…Дай вам Бог любовь да
совет!» б) Инсценирование эпизода «Встреча Маши Мироновой с Екатериной//»: «Вдруг белая собачка английской породы залаяла…
Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».
- Какая мысль романа кажется вам самой важной и почему.
Дайте аргументированный ответ.
( О великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни.
О возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть;
Капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни славы, ни богатства; Пугачёва в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», «изверга естества», по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благодарного, великодушного.)
8. Подведение итогов. Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша
жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.
Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши
Мироновой, Пугачёва; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.
Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе
Цели изучения романа:
- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;
- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;
- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;
- продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;
- раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.
Оборудование и материалы:
- тексты романа;
- диафильм “Капитанская дочка” А.С. Пушкина;
- художественный фильм “Русский бунт”;
- иллюстративно-демонстрационный материал из альбома А.С. Пушкин”;
- раздаточный материал для уроков развития речи;
- карточки индивидуальных заданий с иллюстрациями к роману.
Основные приемы и методы: чтение повести, беседа по содержанию, работа над ключевыми эпизодами романа, составление сравнительной характеристики, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Как прозаик, он написал исторический
роман “Капитанская дочка”.
М. Горький
I. Слово учителя об истории создания романа “Капитанская дочка”.
Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.Эти события ставили в центре внимания Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. Именно эти вопросы он ставит в своих самых значительных произведениях 30-х годов: в романе “Дубровский”, в поэме “Медный всадник”, в труде “История Пугачева”, в романе “Капитанская дочка”…
Так, в творчестве Пушкина последних лет его жизни возникает и все шире развертывается тема крестьянской революции. Черновой набросок “Истории села Горюхина” кончается словом “бунт”. Шире касается Пушкин темы крестьянской революции в романе “Дубровский”, где прямо противопоставлены друг другу два мира – крепостных крестьян и их угнетателей. В “Капитанской дочке” тема крестьянской революции становится центральной.
Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устнопоэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта.
II. Тема и сюжет романа. Основной темой романа является крестьянская революция. В художественных образах и картинах Пушкин показал закономерность и подлинно народный характер Пугачевского восстания, с глубокой симпатией нарисовал он образ вождя движения. Но “Капитанская дочка” – не только роман о Пугачевском восстании. Его содержание шире. Недаром Белинский отзывался о “Капитанской дочке” как об “Онегине в прозе?”, т. е. своеобразной “энциклопедии русской жизни” XVIII века.
В романе решаются вопросы и о взаимоотношениях помещиков и крестьянства, и вопросы внутренней политики, и об обязанностях дворянина перед народом, государством и своим сословием. Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.
Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя народного движения. и устроители счастья Петра Гринева и Маши Мироновой.
Изображение пугачевского движения. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773–1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.
Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в народе. Где бы ни появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ.
Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Недаром. в Оренбурге, на военном совете у Рейнсдорпа “все чиновники говорили о ненадежности войск”.
Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.
Пушкин признает справедливость крестьянских восстаний, но показывает их бесплодность, бесперспективность.
III. Композиция романа.
Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”. Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринев – рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачевское восстание как на разбой, а на войско Пугачева как шайку мошенников.
Поэтому с первого взгляда кажется, что все в романе с официальной точки зрения политически благонадежно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казненных Пугачевым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле все это далеко не так.
Дело в том, что Пушкин заставляет Гринева подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринев, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гриневу.
Роман построен так, что в исторической ее части все время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идет борьба, и основные герои “семейственных записок” – Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.
1–5 главы – формирование личности рассказчика до начала Пугачевского восстания.
6–12 главы – появление Пугачева, изменения внутреннего мира рассказчика под влиянием “сильного и благого потрясения”.
13–14 – развернутый эпилог.
IV. Материалы к изучению романа “Капитанская дочка”.
Вопросы к беседе по главе 1 “Сержант гвардии”:
- Почему Пушкин ведет рассказ от лица героя Петра Андреевича Гринева?
- Расскажите, каковы были условия воспитания молодого Гринева? (Влияние Савельича, учитель Бопре, заветы отца перед отправлением на службу, почему отец отправил сына не в гвардию, а в армию.)
- Как смотрит на военную службу старик Гринев? (Как на выполнение высокой гражданской обязанности, а не как на средство для достижения карьеры.)
- Какие черты характера Гринева-старика раскрываются в эпизоде разговора отца и матери о письме к начальнику Петруши?
- Первые шаги самостоятельной жизни Гринева, как характеризует Гринева его поведение в Симбирске, встреча с Зуриным и столкновение с Савельичем, уплата Зурину карточного долга?
- Какое значение имеют заглавие и эпиграф к 1 главе?
Вопросы к анализу главы 2 “Вожатый”:
О Пугачеве.
- В каких чертах дан портрет вожатого?
- Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера?
- Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?
- В каких поступках Пугачева обнаруживаются его сметливость, знание людей и уменье с ними обращаться?
О Гриневе.
- В каких поступках Гринева обнаружились положительные черты характера: привязанность и любовь к своему крепостному дядьке; чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу; твердость характера?
- Какую роль в романе играет картина бурана?
Буран был причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения. Пейзаж выступает как одно из средств построения сюжета.
Пейзаж в романе не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует в предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз вожатым народа, вождем крестьянской революции.
Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым и судьба Гринева сложилась бы иначе.
Эпизод “Сон Гринева”.
С какими последующими событиями связано содержание сна? (Сон приснился Петруше Гриневу во время бурана в степи, когда неожиданный вожатый явился показать дорогу к жилью. Сон имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем. Сон Гринева в общей форме намекает на те события, которые развернутся позднее; казнь защитников Белогорской крепости, помилованием Пугачевым Гринева, дальнейшее покровительство помилованному.)
Главы 3–5. Гринев на службе в “богоспасаемой” Белогорской крепости.
1. Обобщение учителя.
Детство и юношеские годы Гринева. Жизнь в отцовской усадьбе. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало “людей старого века”, и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; “добрый малый”, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.
2. Второй этап формирования Гринева:
- начинается с момента отъезда его из родного гнезда. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий и предрассудков и вместе с тем обогащения его внутреннего мира. Отец решает отправить Петрушу в армию (“Итак, все мои блестящие надежды рушились!”) Мечта о веселой, беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сменяясь глубоким стыдом и раскаянием; зато встреча с “вожатым” помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из детских и отроческих лет.
- воспитание жизнью продолжилось в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов – деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой; вместо строгого, сердитого начальника – комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате; вместо храброго войска – инвалиды; вместо смертоносного оружия – старая, забитая мусором пушка.
3.Дуэль с Швабриным.
Заступничество аз честь любимой не может не внушить уважения читателю.
Но не в уплате проигрыша и не в дуэли истинная честь дворянина.
4. Жизнь в Белогорской крепости.
Открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает радость общения с ними. (“Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал”,)
Не военная служба, не смотры и не парады – идеал молодого офицера.
Беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, наконец, любовные переживания – вот истинная сфера его жизни.
Но над серьезными общественными проблемами Гринев не задумывается. А вопрос о смысле человеческого существования возник перед ним значительно позднее, когда об этом в упор его спросил Пугачев.
Вывод: таким предстает перед нами Гринев накануне грозных исторических событий.
Прежде чем ввести в повествование исполинскую фигуру Пугачева, Пушкин “накоротке”, “домашним образом” знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений о жизни.
Толчок к нравственному возмужанию – эпизод допроса изувеченного башкирца, вызвавший у молодого офицера отвращение к жестокости и бесчеловечию.
Главы 6–12. Пугачев и пугачевщина.
На уроках-анализе этих глав выясняем изменение взглядов рассказчика на жизнь и определяем в этой связи, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; устанавливаем, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает.
Слово учителя. Обобщение ответов на вопрос: какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира рассказчика?
Гринев в полном соответствии с романтической традицией накануне сражения с пугачевцами мечтал о героическом военном подвиге: “С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”.
И несколько далее:
“Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты”.
Но жизнь опять преподнесла Гриневу суровый урок. Все вышло гораздо менее эффектно и проще, чем рисовало воображение. Комендант Иван Игнатьич и Гринев выбежали за крепостной вал, но “обгорелый гарнизон не тронулся”. Гринева сбили с ног, и ему ничего не оставалось, как вместе с мятежниками войти в крепость. Он бросился было на помощь коменданту, но несколько дюжих казаков схватили и связали его кушаками. Он готовился повторить перед Пугачевым ответ “великодушных” своих “товарищей” (капитана и Ивана Игнатьича), но вмешался Савельич, и дело приняло совсем не трагический оборот.
А далее происходит встреча Гринева с Пугачевым (на своеобразном военном совете), и мы узнаем, что вовсе не бескомпромиссная ненависть к мятежнику толкает Гринева на продолжение борьбы. Выслушав предложение Пугачева “не служить” против него, Пугачева, молодой офицер отвеачает: “Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь: не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего”.
После непродолжительных колебаний Гринев отправляется в Оренбург, но не только по зову долга, а главным образом для того, чтобы “торопить освобождение Белогорской крепости” и находившейся в ней Марьи Ивановны. Столкнувшись с нерешительностью, трусостью, бездарностью людей правительственного лагеря, он быстро теряет военный пыл. Правда, он участвовал в наездничестве, но в большей мере потому, что “умирал от скуки”. По иронии судьбы свои вылазки он совершал на лошади, подаренной… Пугачевым. В простых мужиках, вооруженных дубинами и ружьями, Гринев не мог видеть злобных, бездушных врагов.
Гринев участвовал и в последней кампании против Пугачева.
Не на путях защиты традиционной дворянской чести было суждено Гриневу проявить свою натуру.
Гринева захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение любимой девушки, и немногочисленные, но навсегда врезавшиеся в память встречи с Пугачевым.
Анализ эпизодов, в которых изображен Пугачев.
Вывод: Гринева привлекает в Пугачеве размах, поэтичность, великодушие, широта натуры Пугачева; в Гриневе – честность, прямота, отсутствие дворянской спеси и какая-то юношеская незащищенность перед жизнью.
Характеристика Пугачева.
План
- В чем проявляются незаурядный ум, личное мужество и военно-организаторские стороны образа Пугачева?
- Какие поступки Пугачева рисуют нам его как человека великодушного, гуманного, справедливого?
- Как относится к Пугачеву народ?
- Какие личные качества Пугачева, кроме отмеченных выше, побудили его стать во главе восстания?
- В каких чертах дан портрет Пугачева? Какие внутренние качества раскрываются через эти черты?
- Как в речи Пугачева обнаруживается его связь с народом?
- Какую роль играет Пугачев в судьбе Гринева и Маши Мироновой?
В связи с чем Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку? В чем ее иносказательный смысл? Как отношение к идее сказки характеризует Пугачева и Гринева?
Пугачев рассказывает сказку Гриневу по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка имеет иносказательный смысл, она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.
Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих ему людей.
Главы 13 и 14.
Анализируя эти главы, ставим цель выяснить, почему, имея отрицательное отношение к императрице, Пушкин изображает ее с видимым благожелательством.
Слово учителя и беседа по вопросам:
В двух последних главах романа, с “уходом” Пугачева, темп повествования вновь убыстряется.
Крупным планом нарисована только одна сцена – встреча Марьи Ивановны с Екатериной.
Сцена очень сложна по композиции. Повествование ведется от лица Гринева. Он рассказывает об императрице по впечатлениям Марьи Ивановны.
Образ Екатерины II