Воскресенье, 17.11.2024, 07:44
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Урок русского языка в 8-м классе по теме "Виды односоставных предложений"


Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цель урока:

1. Способствовать формированию представлений о видах односоставных предложений по значению и способу выражения главного члена, развитию навыков разграничения и выделения односоставных предложений в художественном тексте и речи.

2. Продолжить развитие умения школьников находить нужные сведения в тексте учебной статьи, выделять главную мысль в её содержании и применять полученные знания на практике.

3. Воспитывать посредством художественного слова чуткое и бережное отношение к близким людям.

I. Организационный этап.

1. Вводное слово учителя.

Сегодняшний урок посвящен одному из самых светлых праздников - Дню Матери. Позвольте начать его строками стихотворения Расула Гамзатова.

2. Чтение стихотворения Расула Гамзатова « Мама» детьми и учителем (приведен отрывок)

Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это — зов и заклинанье,
В этом слове — сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет.
В нем сокрыто жизни существо,
В нем — исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!... Я произношу его:
Мама.

И пусть самые близкие вам люди, ваши мамы, помогут вам сегодня усвоить тему урока, которая пока остается тайной.

Запись числа.

1. Разминка. Устно.

На доске записано предложение. Его можно считать второй темой урока.

От чистого сердца простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме.

Задание: Выделить грамматическую основу предложения и дать его синтаксическую характеристику

(Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено обращением.)

Основная тема все еще остается закрытой, хотя мы уже приступили к работе над ней.

II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

1. Лексико-орфографическая работа.

Работа в парах: У каждого на парте есть карточка с изображенной на ней буквой. Вам необходимо записать в тетрадях прилагательные, начинающиеся с этой буквы, которые характеризовали ваших мам. Какие они, ваши мамы? Слов может быть несколько. Обратите внимание на правописание этих слов.

Если затрудняетесь, можете обратиться к толковому словарю в учебнике со стр. 237.

(Варианты слов могут быть следующими:

О-очаровательная

Д- добрая

Н - нежная

О - оригинальная

С –современная (светлая)

О - обаятельная

С - сердечная

Т - талантливая

А – аккуратная (активная)

В - великолепная

Н –ненаглядная)

О - обворожительная

Е – единственная

Дети называют записанные ими слова, в случае затруднения учитель предлагает свои варианты, обращая внимание на правописание слов. Заготовленные таблички вывешиваются на доску друг под другом. В итоге из начальных букв складывается слово.

1. Кто догадался: как звучит тема урока? (По начальным буквам записанных слов)

2.Все ли верно в записи темы?

3. Исправьте ошибку. Укажите тип ошибки.

4. Что было нарушено? Укажите способ связи слов в словосочетании?

2. Запись темы: «Односоставные предложения и их виды».

3. Фронтальная беседа.

Итак, на уроке речь пойдет об односоставных предложениях.

Попробуйте определить цель урока.(Учащиеся дают свои варианты , учитель подводит итог)

Наша задача: научиться распознавать односоставные предложения и определять их вид по значению и способу выражения главного члена.

1. Какие предложения по наличию главных членов различают в русском языке?

2.Чем односоставные предложении отличаются от двусоставных?

3.Распознавание двусоставных и односоставных предложений на слух.

Двусоставное – 2 хлопка

Односоставное – 1 хлопок

Строки из стихотворения Фазу Алиевой «Материнский наказ»

Владей собой (1)

Укус клопа не страшен. (2)

Носи во всем достоинство свое (1)

Горох на сковородке тоже пляшет,

Но все ж не может расколоть её. (2)

4. Конструирование предложений.

Используя прилагательные, характеризующие мам, составьте и запишите

1 вариант – двусоставное предложение.

2 вариант - односоставное предложение.

Варианты составленных предложений: Моя мама очаровательная, добрая…,единственная (двусоставное).

Очаровательная, добрая, …единственная моя мама (односоставное)

III. Объяснение нового материала. (Этап усвоения новых знаний)

1. Беседа.

1. Сколько односоставных предложений записано на доске?

2.Основываясь на примерах односоставных предложений, записанных на доске, определите, на какие 2 группы по форме главного члена могут делиться О.П.

2. Работа по составлению опорной схемы. <Приложение 4>

( Схема составляется поэтапно, по мере изучения нового материала)

3. Работа в группах.

Задание: пользуясь материалом учебника (Русский язык. Практика под редакцией Ю.С.Пичуговой), необходимо выяснить, какие группы односоставных предложений различают по значению и способу выражения главного члена

1 группа – п.184, стр.236

2 группа – п.181, стр.232

3 группа – п.182, стр.233

(4-я группа односоставных предложений, безличных, на данном этапе урока не рассматривается)

Предлагаю работу над новым материалом 3-мя разными способами.

Они указаны в 3-х приложениях разного цвета, которые есть на каждой парте.

< Приложения 1 2, 3>

Каждое состоит из теоретической и практической частей.

Прочитайте задания для теоретической части. (ЧТЕНИЕ ВСЛУХ).

ЗАДАЧА работы над заданием 1 уровня состоит в том, чтобы выяснить, как называется данный вид односоставных предложений. Какие предложения относятся к этому виду?

ЗАДАЧА учащихся, выбравших 2 уровень – объяснить, почему так называются односоставные предложения данного вида.

ЗАДАЧА работы 3 уровня состоит в том, чтобы отобрать теоретический материал для составления опорной схемы.

На данном этапе выполняется ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ! Приступив к работе, учащиеся выбирают сигнальную карточку того цвета, который соответствует данному уровню, и помещает её на бейджик.

4. Отчет о работе групп.

Перед проверкой работы групп по 1 представителю, изучающему учебный материал на 3 уровне в каждой группе, вызвать к доске.

Заготовлены таблички с напечатанными на них грамматическими признаками главного члена каждого вида односоставных предложений.

ЗАДАНИЕ: Составить опорную схему, выбрав нужные грамматические признаки главных членов предложения определенного вида.

5. Выполнение практической части приложений 1, 2, 3.

ВСЕ примерытеплые слова, слова-признания поэтов в адрес любимейшей из женщин – мамы.

Учащиеся анализируют примеры своего уровня, выполняя задание, указанное в приложениях № 1, 2, 3.

6. Фронтальная беседа.

1. Один вид односоставных предложений остался неизученным.

Решите пример: НЕОПРЕДЕЛЕННО – ЛИЧНОЕ – НЕ – ОПРЕДЕЛЕННО+ БЕЗ=?

2. Какие односоставные предложения могут называться безличными?

7. Анализ предложений.

ЗАДАНИЕ: В предложенных примерах все предложения являются безличными. Используя таблицу на странице 234 в учебнике «Практика», выясним, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.

Безличные предложения.

1. Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете. (слово нет)

2. Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все рифмы, все цвета вобрать в себя глазами.

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить. (инфинитив)

3. Вот и стало мне обидно: (категория состояния )

Просчитал я четки лет,

Дней таких у нас не видно, праздника такого нет.

4. Уходят наши матери от нас не сразу, нет,

Нам только кажется, что сразу. (безличный)

5. Без сна ночей твоих прошло немало.(личный в безличном)

6. И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж…(возвратный в безличном)

Закончить составление опорной схемы. Раздать приложение 4

IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

1. Работа с сигнальными карточками.

1.1.Это предложение односоставное:

1. В доме добрыми делами занята,

По квартире тихо бродит доброта.

2. Настоящая мать человеку дается однажды.

3. Братья мои, берегите своих матерей.

1.2. Это предложение односоставное, определенно-личное:

1. Дай твои руки расцеловать, самые добрые в целом свете.

2. Самое нежное слово - мама.

3. Нет милее дружка, чем родная матушка.

1.3. Это предложение неопределенно-личное:

1. Восславим женщину-мать, чья любовь не знает границ.

2. Весь мир поместили в ладони и тебе подарили одной.

3. Пуще глаза маму берегите от обид, от тягот, от забот.

1.4. Это предложение безличное:

1. Мать всегда против смерти.

2. Как прекрасно мама.

3. Нет милее дружка, чем родная матушка.

1.5. Это предложение назывное:

1. А мамины глаза с годами все добрее и добрее.

2. Лучше всех на земле мама, моя мама.

3. Утро. Солнце. Моя мама.

2. Уровневая самостоятельная работа <Приложение №5> с последующей самопроверкой и выставлением отметок в «оценочный лист»

Каждый ученик получает лист с заданиями для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа. Ф.И._________________________

1 уровень.

Задание: Определить вид односоставных предложений. Выделить грамматическую основу.

1. Встречаешь, провожаешь, ждешь ( ) с волненьем,____________

(Покоя в сердце матери ведь нет!) ____________

И нянчишь дома внуков с упоеньем… ____________

2.Детство. Дом. Молодая мама. ____________

3. Легче всего обидеть мать. ____________

4. За то, что не видели в жизни плохого, ___________

спасибо тебе, родной человек.

5. Берегите их от черных шалей!

Берегите женщин от войны. _____________

6. Им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве, ___________

Как не поднять поникшей иве своих поникнувших ветвей. ____________

2 уровень.

Задание: Определите вид односоставного предложения, морфологические признаки главного члена (сказуемого). Распределите предложения в таблице.(Указать № предложения, в скобках – грамматическое значение)

1. Трудно жить, навеки мать утратив.

2. В чем упрекнуть тебя посмеют, увидев с проседью виски?

3. Повидайся со мной, родная, появись легкой тенью на миг.

4. Сеешь жизнь, как в поле просо!

Средь туманов и ветрил, светишь ярче всех светил.

Отгоняя тучи бед, зажигаешь жизни свет.

5. Матери, русские матери, в горе своем сединой убеленные, над обелисками низко склоненные.

6. Возраст твой считают не годами, а заботой, лаской и теплом.

Назывные

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные

 

( )

   
 

( )

   
 

( )

   
       
 

3 уровень.

Задание: Выберите односоставные предложения, определите их вид, укажите форму главного члена. ( Записать № предложения, вид, в скобках – грамматическое значение)

1. Настоящая мать человеку дается однажды!

2. Любите, братья мои, берегите своих матерей!

3. Есть в природе знак святой и вещий, ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках.

4. Как много слов больших и малых дано сознанием принять!

5. Весь мир поместили в ладони и тебе подарили одной.

6. И все-таки лучше всех на земле мама, моя мама.

7. Бессонница и вечная тревога за сына и за дочь, что вдалеке.

8. Нет счастливей тех, чья мать жива.

1._____________( _________ ) 5 .______________ (_________ )

2.____________ (_________ ) 6. _____________ (___________)

3. ____________ (___________ ) 7. ____________ ( ___________ )

4. _____________ (__________ ) 8. _____________ ( ___________ )

Оценочный лист. Ф.И._________________

Теория
(самооценка)

Практика
(самооценка)

Самостоятельная работа (самооценка)

Общая оценка за урок (оценка учителя)

       
 

Задание: дайте оценку своей работы на уроке, заполните соответствующие строки в таблице оценочного листа.

V. Этап информации учащихся о самостоятельном домашнем задании.

1 уровень – упр.192, определить вид односоставных предложений.

2 уровень – упр. 193.

3 уровень – Творческая работа: Составьте список домашних дел для девочки и мальчика, используя односоставные предложения.

VI. Подведение итогов.

1. Фронтальная беседа.

1. Какая задача стояла перед вами?

2. Что удалось узнать?

3. Как оцениваете свои знания?

4. Что оказалось трудным?

5. Как вы думаете: с какой целью был выбран такой практический материал?

Пусть не смолкают слова благодарности в адрес лучшей из женщин на Земле.

Пусть вечно звучит гимн женщине-матери.

Чтение стихотворения « Женщина с ребенком на руках».

2. Творческая работа.

Составить поздравление в форме односоставного предложения, записать на заранее приготовленном бумажном цветке, прикрепить в корзину – газету.

Разработка урока русского языка в 8-ом классе по теме:«Виды односоставных предложений»

Тема:    Виды односоставных предложений.

Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.

Задачи:               

образовательная: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений.

развивающая:  формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний

воспитательная: формирование чувство долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

.

Тип урока:         объяснение нового материала.

Методы обучения:                          Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование и ТСО                    1. Учебник.

2. Тетрадь с ОК.

3. Персональный компьютер.

4. Компьютерная презентация.

5. Блок-схема: «Односоставные предложения»

Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.

Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.

План урока:

Этап урока

Содержание этапа

Время

  1.  

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих, сообщение темы и цели урока.

2 мин.

  1.  

Актуализация знаний

Решение проблемного вопроса. Анализ предложений.

5 мин.

  1.  

Изучение нового материала

Работа с учебником.

Игровой момент.

Составление опорного конспекта.

15 мин.

  1.  

Закрепление пройденного материала

Объяснительный диктант.

Графический диктант.

Диагностическая самостоятельная работа.

15 мин

  1.  

Подведение итогов

Как определить вид односоставного предложения? Для чего нужно знать виды односоставного предложения?

Оценивание работы учащихся.

2 мин.

  1.  

Домашнее задание.

Комментарий к выполнению домашнего задания.

1 мин.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих, сообщение темы и цели урока.

Решение проблемного вопроса.

Объяснить, почему в предложениях перед союзом И необходима запятая.

Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.

От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

  • Запишите под диктовку строфу из стихотворения С. Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

  • Сколько в этой строфе предложений?
  • Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
  • Чем отличаются строение этих предложений?

Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)

Изучение нового материала.

Работа с учебником и последующая беседа по прочитанному материалу.

Откройте учебники, прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы:

  1. В чем различия между односоставными и двусоставными предложениями?
  2. В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?
  3. Какие предложения называются односоставными? Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?

Итак, уметь «узнавать в лицо» односоставное предложение, которое может «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений.

Составление опорного конспекта по презентации и материалам учебника.

Составим опорный конспект по теме: «Виды предложений». В этом нам помогут слайды компьютерной презентации. (см. приложение)

С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта:

 

Найди главный член предложения

 

 

 
 

 

 

 

 

   подлежащее                                                                  сказуемое

 

Прочитайте в учебнике названия § 21-24. Какие бывают виды односоставных предложений?

Тип односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается  главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте.

   

В тетрадях ОК появляется запись.

 

                                  Найди главный член предложения

          

 

 

подлежащее                                                                   сказуемое

 

       
   

 

 

 

     

     назывное                                               Определи, чем выражено сказуемое

 

 

 
 

 

 

 

 

                  глагол 1-го, 2-го л.                          глагол 3 л.  мн.ч.       –безличный глагол;

                  наст. (буд.) вр.,                                 наст.(буд.) вр.,         - личный глагол в             

                  повелит. накл.                                  мн.ч. прош. вр.           безличном значении.

                                                                                                               - не было нет.

                                                                                                     ? ? ?         ? ? ?                                   

                 ☺   ☺                ?                                        ?             - н. ф. глагола

                    я             ты                                     мы? вы? они?            - вспомог. гл. + н.ф. гл.

определенно-личное                       неопределенно-личное   - было (нул. св.) + нареч.

(о/л)                                                     (н/л)                            - было (нул. св.) + кр.прич.

                                                                                                                                                               ☻ ср.р             

                                                                                                                                                              

                                                                                                                      безличное 

                                                                                                                                                                   (б/л)

 

Игровой момент.

Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание:

Задание. Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено:

  • Словом нет?
  • Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени?
  • Кратким страдательным причастием в среднем роде?
  • Глаголом в 1 лице будущего времени?
  • Неопределенной формой глагола?
  • Наречием?
  • Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени?
  • Безличным глаголом 3 лица будущего времени?
  • Личным глаголом в безличном значении?
  • Глаголом в повелительном наклонении?
  • Словом не было?
  • Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?
  • Если в предложении только подлежащее?

 

Запись образцов рассуждения.

   Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в справочной тетради ОК (опорных конспектов) в следующем виде:

Пахло милым тлением осени - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.

Люблю грозу в начале мая - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.

Славная  осень - предложение односоставное, так как в нем один главный член- подлежащее, это предложение назывное.

Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.

Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.

 

Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.

                                         сущ. Им.п     сущ. Им.п.      сущ. Им.п.

  1. Майский полдень. Топот и фырканье. (н)
  2. Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
  3. В газетах бранят его очень.
  4. На этот вопрос нельзя ответить сразу.
  5. Дождя уже не было слышно.
  6. Ему стало стыдно за человечество.
  7. Чуть брезжило.
  8. Мне уже было скучно спорить и хотелось спать.

 

Графический диктант.

Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами: н (назывное), о/л (опред.-личное), б/л (безличное).

  1. Серое осеннее утро. Вот и станция.
  2. Причин не спрашивайте.
  3. Заиграли увертюру.
  4. Было холодно и сыро.
  5. Чуть брезжило.
  6. Нет войне!

 

Диагностическая самостоятельная работа.

Задание. Определить тип односоставного предложения.

 1 вариант.

1. Люблю тебя, моя Россия!

2. В справочном бюро часто звонили.

3. Мне не спалось.

4. Ночь. Тишина.

5. В пальто тепло и сухо.

6. Не бывать тебе там.

7. Открой окно.

8. Нет спичек.

 

2 вариант.

1. Поражаюсь погоде, Маша!

2. В газетах пишут о выборах.

3. Вчера мне не здоровилось.

4. Москва. Красная площадь.

5. Нам здесь хорошо.

6. Не догнать тебе бешеной тройки.

7. Не спеши.

8. Ручки у меня нет.

 

 

Дидактический материал к следующему уроку подбирался с учетом ошибок, сделанных в работе, однако в продолжении следующих уроков усложняется не только содержание дидактического материала, но и приемы работы; все большее значение приобретают 2 аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставных предложений в составе сложного.

Подведение итогов.

Что нового узнали для себя дети.

Оценивание работы