Прочитайте задания А1 – А13, ответьте на вопросы. Обведите кружочком букву, под которой находится вариант с правильным ответом. |
||||||||
|
|
|||||||
А1 |
Укажите верное утверждение |
|||||||
|
|
|||||||
А2 |
Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употребления в речи, называются: |
|||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
А3 |
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются: |
|||||||
|
|
|||||||
А4 |
Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными |
|||||||
|
|
|||||||
А5 |
Укажите строку, в которой правильно указаны синонимы: |
|||||||
|
|
|||||||
А6 |
Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении |
|||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
А7 |
Укажите строку, в которой правильно указаны антонимы: |
|||||||
|
|
|||||||
А8 |
Укажите фразеологизм, синоним к словосочетанию очень любить:
|
|||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
А9 |
Определите, кто является автором фразеологизма литературного происхождения Мы пахали!
|
|||||||
|
||||||||
|
|
|
||||||
А10 |
Укажите строку, в которой фразеологизмы являются антонимами:
|
|||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
А11 |
Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:
|
|||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
А12 |
Укажите предложение, в котором встречается диалектизм |
|||||||
|
|
|||||||
А13 |
Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам.
|
|||||||
|
||||||||
|
|
а |
б |
в |
г |
|
||
пор..жать |
а |
а |
о |
о |
|
|||
п..рила |
е |
и |
е |
и |
|
|||
изобр..тение |
е |
и |
е |
и |
|
|||
р..форма |
е |
и |
и |
е |
|
|||
|
р..кета |
а |
о |
о |
а |
|
||
|
прим..рять друзей |
и |
е |
и |
е |
|
||
|
пол..скать ребенка |
а |
а |
о |
о |
|
||
|
пос..деть к старости |
е |
е |
и |
и |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Прочитайте текст и выполните задания А14 – В4. В одном из предложений текста допущена пунктуационная ошибка. |
||||||||
|
(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать. (3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать. (5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя. (8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!
|
|||||||
А14 |
Определи тему текста |
|||||||
|
|
|||||||
А15 |
Определи стиль и тип речи. |
|||||||
|
|
|||||||
А16 |
Укажи номер предложения с однородными членами |
|||||||
|
|
|
||||||
Ответы к заданиям В1 – В4 напишите словом (словами), цифрой (цифрами) |
||||||||
|
|
|||||||
В1 |
Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой |
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
В2 |
Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы) |
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
В3 |
Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской. |
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
В4 |
Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7. |
|||||||
Контрольная работа по лексике 6 класс.
1.Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова , для правильного написания которых необходимо знать их лексическое значение. |
Разноуровневая контрольная работа по теме: «Лексика»
Класс: 6
1 вариант
- Сгруппируйте лексические единицы по употреблению, происхождению, эмоциональной окраске.
- подумайте, в чем отличие общеупотребительных слов от диалектизмов или профессионализмов. Постройте свои размышления в форме рассуждения, подкрепленного примерами.
- «Употребление жаргонной лексики, - пишет языковед Л.И.Скворцов, - засоряет и огрубляет разговорную речь» Согласны ли вы с его суждением? Приведите примеры жаргонных слов, употребляемых вашими сверстниками.
- Постройте небольшой текст (5-7 предложений), используя данные заимствованные слова: шоу, имидж, коммуникабельный, позитивный, менеджер, Интернет, сотовый телефон.
- Перепишите, заменив выделенные слова или словосочетания фразеологическими оборотами:
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, он печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.
- Найдите устаревшие слова, выпишите их, разграничив на 2 группы (архаизмы и историзмы). К архаизмам подберите современные синонимы.
Олег усмехнулся, однако
Чело и взор омрачилися думой.
Меч острый на бедре сияет,
Копье десницу вооружает;
Надвинут на чело шелом,
И гибкий стан покрыт щитом.
2 вариант
- Охарактеризуйте данные слова с точки зрения происхождения, употребления, эмоциональной окрашенности: дождь, злюка, менеджер, кольчуга.
- Подберите синонимы (общеупотребительные слова) к диалектизмам: утирка, баз, курень, плетень, цибарка, корчик, газовка, кочет. Составьте с ними простое предложение с обращением.
- Составьте словарик профессиональных слов врача-хирурга.
- Найдите жаргонизмы, выпишите их и подберите слово-синоним (общеупотребительное слово): Эй, водила, подвези. Мне вчера купили отличный видак. У Сережи тачка круче, чем у Максима.
- Найдите в тексте заимствованные слова: Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи, зажигали электричество. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
Выпишите эти слова и подберите к ним синонимы.
- Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:
Очи, чело, ланиты, уста, перст, Баталия, глаголет, брадобрей |
Щеки, глаза, губы, лоб, говорит, битва, палец, парикмахер |
- Разграничьте архаизмы и историзмы: веретено, тризна, щит, выя, стезя, трон, глас, княжич, помещик, попона, копье, шлем, шпоры.
- Замените фразеологизмы синонимами: задрать нос, спустя рукава, водить за нос, засучив рукава.
- Найдите «четвертое лишнее», дайте толкование, используя толковый словарь:
Профессии: врач, повар, планетолог, учитель.
Одежда: пальто, плащ, бриджи, утюг.
Средства связи: телефон, телеграф, пейджер, газета.
- Составьте 2 предложения. Слово язык в одном предложении должно быть употреблено в прямом значении, во втором – в переносном.
3 вариант.
- Профессионализмы – это:
А) слова, которые известны всем;
Б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;
В) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности.
Составьте словарик профессиональных слов военного летчика.
- Заимствованные слова – это:
А) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
Б)слова, вышедшие из активного повседневного употребления;
В) новые слова, возникающие в языке.
Выпишите из школьного «Толкового словаря» 3-4 заимствованных слова на тему «Искусство» и составьте с ними сложные предложения. Из каких языков эти слова заимствованы?
- Диалектизмы – это:
А) новые слова, возникающие в языке;
Б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;
В) слова, вошедшие в русский язык из других языков.
Найдите в «Толковом словаре» 2-3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют, напишите. Составьте с общеупотребительными словами предложения.
- Фразеологизмы – это:
А) новые слова, возникающие в языке;Б) устойчивые сочетания слов; В) архаизмы.
Найдите в словаре 2 фразеологизма и составьте с ними предложения.
- Составьте словарик неологизмов на букву Т (3-5 слов).
- Найдите устаревшее слово:А) бочка; Б) альбом; В) ендова; Г) менеджер Что оно обозначает? К какой группе его можно отнести (архаизм, историзм)? Составьте с этим словом предложение.
Конец формы
|
Тест по теме "Лексика". 6 класс. 1.Лексикология- это _____________________________________________________. 2.Слова, имеющие одно лексическое значение называются а) многозначными б) двузначными в) однозначными. 3. Омонимы-это а) слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи; б) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением; в) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 4. Найдите устаревшее слово а) кеды в) ботфорты б) туфли г) сапоги. 5. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности называются а) диалектизмы в) жаргонизмы б) профессионализмы г) эмоционально-окрашенные слова. 6. Какой пометой обозначаются фразеологизмы в толковых словарях а) овал в) треугольник б) ромб г) квадрат. 7.Установите соответствие: 1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы 2. намеченный путь следования б. вообразить 3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый 4. очень большой г. буквы 5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный 6. знаки для обозначения звуков е. маршрут Ответ:1___2___3___4___5___6___. 8. Укажите необщеупотребительные слова а) говорить в) яруга б) земля г) птицы. 9.Диалектизмы-это____________________________________________________ 10.Найдите неологизм а) интернат в) техника б) космонавт г)Интернет. 11.Жаргонизмы-это_________ 12.Установите соответствие: 1.оттянуться а. водитель 2. штука б. удовольствие 3 .кайф в .надоел 4.заколебал г. отдыхать, развлекаться 5.водила д. тысяча рублей Ответ: 1___2___3___4___5___. 13.Сравните выделенные слова и определите, чем они являются Противотанковая мина -насмешливая мина 1.Многозначные слова 2.Омонимы. 14.Укажите заимствованное слово а) аршин в) журавль б) башмак г) колча. 15.Историзмы–это ______________________________________________________. 16.Архаизмы - это__________________________________________________________ 17. Установите соответствие: 1.горячий кофе а. переносное 2.горячий характер б. прямое 3.сладкое яблоко 4.сладкая мечта 5.свежий хлеб 6.свежий воротничок
Ответ:1___2___3___4___5___6___. |