Пятница, 27.06.2025, 02:23
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Прочитайте задания А1 – А13, ответьте на вопросы. Обведите кружочком букву, под которой находится вариант с правильным ответом.

 

 

А1

Укажите верное утверждение

 

  1.  Антонимы могут относиться к разным частям речи
  2. Новые слова, возникающие в языке, называются историзмами
  3. Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности
  4. Фразеологизмы – свободные сочетания слов

 

А2

Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употребления в речи, называются:

 

 

  1. омонимами
  2. синонимами
  3. антонимами
  4. неологизмами

 

А3

Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются:

 

  1. устаревшими
  2. заимствованными
  3. профессиональными
  4. диалектными

 

А4

Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными

 

  1. энциклопедия, простокваша, подол
  2. спутник, акварель, цирк
  3. лапти, светлица, уста
  4. шоколад, йогурт, олимпиада

 

А5

Укажите строку, в которой правильно указаны синонимы:

 

  1. одаренный – талантливый
  2. благородный – спокойный
  3. реять – радоваться
  4. холодный – вспыльчивый

 

А6

Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении

 

 

  1. золотой медальон
  2. серебряный ручей
  3. цветущий сад
  4. красный закат

 

А7

Укажите строку, в которой правильно указаны антонимы:

 

  1. могучий – глупый
  2. робкий – скупой
  3. благородный – подлый
  4. почет - уважение

А8

Укажите фразеологизм, синоним к словосочетанию очень любить:

 

 

 

  1. проще пареной репы
  2. яблоку негде упасть
  3. как свои пять пальцев
  4. души не чаять

 

А9

Определите, кто является автором фразеологизма литературного происхождения Мы пахали!

 

 

 

  1. А.Пушкин
  2. И. Дмитриев
  1. А.Чехов
  2. И.Крылов

 

А10

Укажите строку, в которой фразеологизмы являются антонимами:

 

 

 

  1. протянуть ноги – испустить дух
  2. семи пядей во лбу – китайская грамота
  3. заячья душа – не робкого десятка
  4. черная дыра – проще пареной репы

 

А11

Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:

 

 

 

  1. Фотограф приготовил фиксаж.
  2. Солдаты атаковали форт.
  3. Полотер вышел из строя.
  4. Маляр размешал палитру в ведре.

 

А12

Укажите предложение, в котором встречается диалектизм

 

  1. По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы.
  2. Настал день, назначенный для судного поединка.
  3. Биосфера – это область распространения жизни на Земле.
  4. На болотах много клюквы.

 

А13

Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам.

 

 

 

 

а

б

в

г

 

пор..жать

а

а

о

о

 

п..рила

е

и

е

и

 

изобр..тение

е

и

е

и

 

р..форма

е

и

и

е

 

 

р..кета

а

о

о

а

 

 

прим..рять друзей

и

е

и

е

 

 

пол..скать ребенка

а

а

о

о

 

 

пос..деть к старости

е

е

и

и

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания А14 – В4. В одном из предложений текста допущена пунктуационная ошибка.

 

 

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

 

А14

Определи тему текста

 

  1. Игры медвежонка.
  2. Как медвежонок ловил свою тень.
  3. Тень медвежонка.
  4. Медвежонок.

 

А15

Определи стиль и тип речи.

 

  1. разговорный, повествование
  2. научный, рассуждение
  3. художественный, повествование с элементами рассуждения
  4. художественный, описание

 

А16

Укажи номер предложения с однородными членами

 

  1. 3
  2. 5
  1. 8
  2. 9

 

Ответы к заданиям В1 – В4 напишите словом (словами), цифрой (цифрами)

 

 

В1

Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

 

 

 

 

В2

Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

 

 

 

 

В3

Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

 

 

 

 

В4

Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

                 

Контрольная работа по лексике 6 класс.

1.Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова , для правильного написания которых необходимо знать их лексическое значение.
Посв…тить стихотворение , пос…деть у г…в…рливого ручейка , разр…дить обстановку , разр…дил морковь , дремлет к…мыш (?) , г…рячий ключ(?) , хороший товарищ(?) , (не)настная погода , подг…релый п…рог.
2.Подберите к устаревшим словам из левого столбика синонимы из правого столбика(лепота – красота).
Очи, чело, ланиты , уста , перст , Щёки ,глаза , губы , лоб , говорит
Баталия , глаголет , брадобрей палец , бритва .парикмахер.
3. «Четвёртое лишнее ( найдите устаревшее слово)
Обувь : кеды, босоножки, ботфорты,кроссовки
Одежда : пальто,плащ,шуба,кафтан
Игры : шашки . бирюльки, шахматы,лото .
4.Используя школьный толковый словарь, дайте толкование следующих слов
1 вариант : аккорд 2 вариант : гаммы
5.Выпишите из словаря по одному слову :
1 вариант : заимствованное 2 вариант : диалектное
устаревшее профессиональное
6.Определите слово по его лексическому значению.
Цвет фиалки и сирени------------------
Заранее намеченный путь следования--------
Мысленно представить себе что-нибудь--------
Очень большой--------------------
Жёлтый с красноватым оттенком--------
Знаки для обозначения звуков------------
Слова, употребляемые жителями одной местности----
7.Замените фразеологизмы синонимами.
1 вариант : задрать нос, спустя рукава 2 вар.: водить за нос, засучив рукава
8.Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.
Петя плохо работал.Дома он тоже ничего не делал.За уроки брался неохотно.Получив плохие оценки, Петя печально шел домой.Надо было усердно приниматься за работу.
9.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
1 вариант : Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.(К.Паустовский).
2 вариант : В саду горит костёр рябины красной.(С.Есенин).
Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.
10.Выпишите синонимы из предложений.
1 вариант : Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски,чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
2 вариант : Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
11.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
1 вариант – ЯЗЫК 2 вариант - ХРУСТАЛЬНЫЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разноуровневая контрольная работа по теме: «Лексика»

Класс:  6

1 вариант

  1. Сгруппируйте лексические единицы по употреблению, происхождению, эмоциональной окраске.
  2. подумайте, в чем отличие общеупотребительных слов от диалектизмов или профессионализмов. Постройте свои размышления в форме рассуждения, подкрепленного примерами.
  3. «Употребление жаргонной лексики, - пишет языковед Л.И.Скворцов, - засоряет и огрубляет разговорную речь» Согласны ли вы с его суждением? Приведите примеры жаргонных слов, употребляемых вашими сверстниками.
  4. Постройте небольшой текст (5-7 предложений), используя данные заимствованные слова: шоу, имидж, коммуникабельный, позитивный, менеджер, Интернет, сотовый телефон.
  5. Перепишите, заменив выделенные слова или словосочетания фразеологическими оборотами:

     Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, он печально шел  домой. Надо было усердно приниматься за работу.

  1. Найдите устаревшие слова, выпишите их, разграничив на 2 группы (архаизмы и историзмы). К архаизмам подберите современные синонимы.

Олег усмехнулся, однако

Чело и взор омрачилися думой.

Меч острый на бедре сияет,

Копье десницу вооружает;

Надвинут на чело шелом,

И гибкий стан покрыт щитом.

2 вариант

  1. Охарактеризуйте данные слова  с точки зрения происхождения, употребления, эмоциональной окрашенности: дождь, злюка, менеджер, кольчуга.
  2. Подберите синонимы (общеупотребительные слова) к диалектизмам: утирка, баз, курень, плетень, цибарка, корчик, газовка, кочет. Составьте с ними простое предложение с обращением.
  3. Составьте словарик профессиональных слов врача-хирурга.
  4. Найдите жаргонизмы, выпишите их и подберите слово-синоним (общеупотребительное слово): Эй, водила, подвези. Мне вчера купили отличный видак. У Сережи тачка круче, чем у Максима.
  5. Найдите в тексте заимствованные слова: Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи, зажигали электричество. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.

Выпишите эти слова и подберите к ним синонимы.

  1. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

Очи, чело, ланиты, уста, перст,

Баталия, глаголет, брадобрей

Щеки, глаза, губы, лоб, говорит, битва, палец, парикмахер

  1. Разграничьте архаизмы и историзмы:  веретено, тризна, щит, выя, стезя, трон, глас, княжич, помещик, попона, копье, шлем, шпоры.
  2. Замените фразеологизмы синонимами: задрать нос, спустя рукава, водить за нос, засучив рукава.
  3. Найдите «четвертое лишнее», дайте толкование, используя толковый словарь:

Профессии: врач, повар, планетолог, учитель.

Одежда: пальто, плащ, бриджи, утюг.

Средства связи: телефон, телеграф, пейджер, газета.

  1. Составьте 2 предложения. Слово язык в одном предложении должно быть употреблено в прямом значении, во втором – в переносном.

                   3 вариант.

  1. Профессионализмы – это:

А) слова, которые известны всем;

Б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

В) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности.

Составьте словарик профессиональных слов военного летчика.

  1. Заимствованные слова – это:

А) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

Б)слова, вышедшие из активного повседневного употребления;

В) новые слова, возникающие в языке.

Выпишите из школьного «Толкового словаря» 3-4 заимствованных слова на тему «Искусство» и составьте с ними сложные предложения. Из каких языков эти слова заимствованы?

  1. Диалектизмы – это:

А) новые слова, возникающие в языке;

Б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

В) слова, вошедшие в русский язык из других языков.

           Найдите в «Толковом словаре» 2-3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют, напишите. Составьте с общеупотребительными словами предложения.

  1. Фразеологизмы – это:

А) новые слова, возникающие в языке;Б) устойчивые сочетания слов;  В) архаизмы.

Найдите в словаре 2 фразеологизма  и составьте с ними предложения.

  1. Составьте словарик неологизмов на букву Т (3-5 слов).
  2. Найдите устаревшее слово:А) бочка;   Б) альбом; В) ендова; Г) менеджер Что оно обозначает? К какой группе его можно отнести (архаизм, историзм)? Составьте с этим словом предложение.

 

Конец формы

 

Тест по теме "Лексика". 6 класс.

1.Лексикология-  это _____________________________________________________.

2.Слова, имеющие одно лексическое значение называются

а) многозначными

б) двузначными

в) однозначными.

3. Омонимы-это

а) слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи;

б) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением;

в) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

4. Найдите устаревшее слово

а)  кеды                     в) ботфорты

б) туфли                    г) сапоги.

5. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности называются

а) диалектизмы                   в) жаргонизмы

б) профессионализмы        г) эмоционально-окрашенные слова.

6. Какой пометой обозначаются фразеологизмы в толковых словарях

а) овал                               в) треугольник

б) ромб                              г) квадрат.

7.Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени                                                       а. диалектизмы

2. намеченный путь следования                                          б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь             в. лиловый

4. очень большой                                                                   г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности       д. громадный

6. знаки для обозначения звуков                                          е. маршрут

Ответ:1___2___3___4___5___6___.

8. Укажите необщеупотребительные слова

а) говорить                             в) яруга

б) земля                                   г) птицы.

9.Диалектизмы-это____________________________________________________

10.Найдите неологизм

а) интернат                              в) техника

б) космонавт                            г)Интернет.

11.Жаргонизмы-это_________

12.Установите соответствие:

1.оттянуться                                       а. водитель

2. штука                                              б. удовольствие

3 .кайф                                                в .надоел

4.заколебал                                         г. отдыхать, развлекаться

5.водила                                              д. тысяча рублей

Ответ: 1___2___3___4___5___.

13.Сравните выделенные слова и определите, чем они являются

Противотанковая мина -насмешливая мина

1.Многозначные слова

2.Омонимы.

14.Укажите заимствованное слово

а) аршин                         в) журавль

б) башмак                       г) колча.

15.Историзмы–это ______________________________________________________.

16.Архаизмы - это__________________________________________________________

17. Установите соответствие:

1.горячий кофе                             а.  переносное

2.горячий характер                       б.  прямое

3.сладкое яблоко

4.сладкая мечта

5.свежий хлеб

6.свежий воротничок

 

Ответ:1___2___3___4___5___6___.