Воскресенье, 17.11.2024, 07:43
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 17»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка по литературе

 

«О чем говорит немая сцена?»

(Опыт интегрированного и философского прочтения

последней сцены комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

 

 

Номинация:  нестандартный урок

 

 

 

 

Учитель: Кулыванова Татьяна Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Электросталь

2011-2012 учебный год

 

 

Тема урока: О чем говорит немая сцена?

(Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Цели урока:

Обучающая: глубокому и философскому прочтению литературного произведения; совершенствовать навык аналитического чтения, вдумчивому отношению к различным приемам создания художественного образа в произведении; осмысленному применению знаний по теории литературы;

Развивающая: речевую компетентность учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения; самостоятельно работать с литературным и литературоведческим материалом; совершенствование навыков представления проектных работ; совершенствование анализа текста; уметь представлять литературное произведение инсценированно; развитие познавательного, творческого интереса к предмету,

Воспитывающая: пробудить интерес к глубокому осмыслению прочитанного; воспитывать интерес к произведениям русской литературы; воспитание правильного отношения к порокам общества; воспитание ответственности, чувства коллективизма, доброты, отзывчивости; обогащение нравственно-эстетического опыта учащихся.

 

Тип урока: нестандартный урок литературы с применением различных технологий.

 

Применяемые технологии: проектная деятельность, личностно-ориентированная технология, технология интеллектуального осмысления текста, элементы тестовой технологии и игровой технологии, икт.

 

Оборудование

Текст комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» у каждого учащегося

Презентация – сопровождение урока

Литературное лото, выполненное учеником

Проекты учащихся в качестве компьютерных презентаций и выступлений

Приложения: сценарий инсценировки «Сцена вранья Хлестакова в доме городничего», сценарий творческого проекта «Интервью с городничим города N», сообщение учащегося «Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» и немая сцена комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». В чем сходство этих произведений?»

 

 

Подготовительный этап

 

  1. Мини-проекты «Чиновники города N»

Срок исполнения: 2 – 3 дня

Количество участников: индивидуальный

Форма проекта: компьютерная презентация ее защита

  1. Литературное лото

Срок исполнения: 1 – 2 дня

Количество участников: индивидуальный

Форма проекта: литературное лото

  1. Инсценирование

Срок исполнения: 2 – 3 дня

Количество участников: коллективный (3 ученика)

Форма проекта: инсценирование отрывка литературного произведения.

  1. Творческая мастерская

Срок исполнения: 1 – 2 дня

Количество участников: индивидуальный

Форма проекта: сочинение «Замечания для господ актеров. Образ Хлестакова»

  1. Творческая мастерская «Интервью с литературным персонажем»

Срок исполнения: 1 – 2 дня

Количество участников: коллективный (2 ученика)

Форма проекта: инсценирование интервью с литературным персонажем

  1. Мини-проект «Исполнители роли Хлестакова»

Срок исполнения: 2 – 3 дня

Количество участников: индивидуальный

Форма проекта: компьютерная презентация ее защита

  1. Работа с критической литературой

Срок исполнения: 2 – 3 дня

Количество участников: индивидуальный, для учащихся класса, не принимавших участия в других проектах

Форма проекта: выписанные цитаты из критической литературы

  1. Индивидуальное сообщение по теме «Влияние картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» на создание немой сцены в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя»

Срок исполнения: 1 – 2 дня

Количество участников: индивидуальный

Форма проекта: устное сообщение

 

 

 

План-конспект урока

 

  1. Организационный момент

Слайд 1

Я приглашаю вас в театр. Сегодня у нас дают «Ревизора» Н.В.Гоголя.

 

  1. Проверка знаний текста и теории литературы

А как известно, в театр необходим билет. В качестве билета вам предлагается выполнить несколько заданий. Одно, связанное с теорией литературы, подготовлено учеников – это литературное лото. Он сам вызовет того, кому хочет предложить поиграть. А второе – тест, проверяющий знание текста. Именно такого плана тесты предлагаются на экзаменах по литературе ГИА  в 9 классе и ЕГЭ 11 в классе.

Слайд 2 «Узнай героя»

Приложение № 1 «Литературное лото»

 

  1. Проверка теста и литературного лото.

За лото оценку ставит ученик, подготовивший задание.

Тест проверяется соседями. Оценка ставится в тетрадях.

Слайд  3

 

  1. Тема и цель урока

Итак, билеты куплены, места заняты. Занавес открывается.

Слайд 4

 

Что же вы видите на сцене? Актеры есть, а реплик – нет. (последний эпизод комедии).

Совершенно верно, нашим вниманием сегодня целиком и полностью завладеет только одна сцена комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» - это немая сцена.

Мы попробуем понять, о чем говорит она, что хотел автор закодировать в ней. Посмотрим, что хочет сказать  каждый из героев, запечатленных в сцене, и как это трактуется литературной критикой. Много интересных и сложных заданий вы подготовили. Но всему свое время.

 

  1. Визуальное знакомство с немой сценой. Иллюстрации.

Посмотрите на иллюстрацию. Кого из героев комедии вы узнали?

Посмотрите, как изменились они. Какое главное чувство царит здесь? (страх, отчаяние и даже злорадство)

Слайд 5, 6, 7

 

 

  1. Первое восприятие сцены. Первичный анализ.

В «Замечаниях для господ актеров Н.В.Гоголь просит: «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последе произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг».

Гоголь даже говорит, что может исчезнуть весь эффект пьесы от несоблюдения этого эффекта всеобщего потрясения, и настаивает на продолжитель6ности этой сцены 2-3 минуты.

Как вы считаете, зачем такая продолжительность этой сцены?

 

  1. Анализ образа Хлестакова

Посмотрите на героев. Все ли здесь? (Нет Хлестакова)

А почему? (уехал, сбежал)

Почему Хлестаков сбежал? Разве его плохо принимали в городе? (бежит, поняв, что его приняли за кого-то другого, запаниковал; заигрался; набрал много денег и бежит от ответственности)

Прочитайте, как в комедии описывается стремительное бегство героя. (Работа с текстом, обращаем внимание на ремарки)

А как вообще случилось, что он оказался в доме городничего, чуть с ним не породнился и был принят как дорогой гость? (ответы учащихся: ждали ревизора, Бобчинский и Добчинский обнаружили в трактире жильца, живущего вторую неделю и не платившего за постой; приняли Хлестакова за ревизора)

Что содействовало в атмосфере города такой ошибке? (всеобщий страх и паника; Городничий – ожидание ревизора и страх; Бобчинский и Добчинский – увидели важную персону из Петербурга; Хлестаков – боялся, поэтому вел себя вызывающе)

Какой литературный прием использовал автор для создания этого комического  эффекта? (миражная интрига)

Кто стали создателями ее, основными участниками? (Городничий и Хлестаков)

Действительно, страх одного героя позволил другому осуществить свою мечту и стать, хоть на время, другим лицом. Так, вдруг, неожиданно Хлестаков становится важной персоной – ревизором из Петербурга.

Скажите, а мы, зрители, знаем, что это не так? (да)

Слайд 8, 9

 

Какие сцены позволяют понять истинное положение вещей и раскрывают облик Хлестакова? (монолог Осипа в трактире, монолог Хлестакова в трактире,

Разговор Хлестакова с Осипом, а затем с городничим, сцена вранья в доме городничего)

Действительно, эпизодов, дающих представление о реальном Хлестакове, много, но самый яркий – это сцена вранья в доме городничего.

 

 

  1. Инсценировка сцены «Вранье Хлестакова»

У нас сегодня в гостях сам Хлестаков. Встречайте. (аплодисменты)

Подготовленный ученик представляет отрывок из сцены «Вранье Хлестакова в доме городничего». Слайд с иллюстрацией этого эпизода.

Слайд 10

Приложение №2 «Сцена вранья Хлестакова»

 

  1. Защита творческого проекта «Замечания для господ актеров»

Образ Хлестакова Н.В.Гоголь считал одним из важнейших для понимания пьесы и просил актеров обращать особое внимание на характер этого персонажа, чтобы он не выглядел как водевильный. Давайте обратимся к нашему исполнителю роли Хлестакова, что ему понадобилось для исполнения этой роли?

 

Слайд 11 с текстом из «Замечаний для господ актеров»

Хлестаков,  молодой человек лет  двадцати  трех,  тоненький, худенький;

несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей

которых в  канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без  всякого

соображения.   Он   не  в  состоянии  остановить   постоянного  внимания  на

какой-нибудь  мысли.  Речь  его  отрывиста,  и  слова  вылетают из  уст  его

совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту  роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

 

Ученик, исполнявший роль Хлестакова

Готовясь к исполнению роли, я познакомился с замечаниями автора. Но мне кажется, что их можно дополнить.  На мой взгляд, исполняющему роль Хлестакова, необходимо иметь необыкновенную веру в то, что он говорит. Для него все это не игра или вранье, а правда. Он словно бы живет в мире своей фантазии. И эта фантазия полностью его захватывает: он становится решительнее, важнее, даже умнее. И только Осип знает о том, что все это позерство. Мне кажется, что господин Хлестаков выбрал неправильно профессию: не чиновником нужно было становиться, а актером. Именно это поприще дало бы ему возможность прожить много жизней, примерить на себя много масок. Неумение жить своей жизнью, понимание того, что она неинтересная и пустая, превращает этого человека в вечного ребенка, увлеченного своей игрой.

Мне было сложно его играть, потому что нужно было показать двойную жизнь этого человека, зазнайство и пустое бахвальство. Надеюсь, что у меня с ним мало общего. Спасибо за внимание.

 

Ребята, оцените дополнения к «Замечаниям для господ актеров», сделанные нашим исполнителем этой роли. Как вы оцениваете его работу? (очень серьезно подошел к роли, у него получилось не только представить образ Хлестакова сценически, но и оценить его критически понять, что собой представляет этот персонаж )

 

  1. Защита проекта «Исполнители роли Хлестакова»

А теперь познакомимся с теми, кто профессионально исполнял эту роль и как они оценивали свою работ и образ в целом.

Защита проекта. Выступление учащегося с презентацией и выступлением.

Приложение № 3

 

  1. Понятие о хлестаковщине

Послушайте, как Н.В.Гоголь говорит об этом персонаже: «Хлестаков – тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался и делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется иногда Хлестаковым».

Посмотрите внутрь себя, а вы бываете Хлестаковыми?

Этот персонаж дал название целому социальному и нравственному явлению. Это явление обобщенное, нарицательное стало называться хлестаковщина. Подумайте, о каких явлениях и качествах оно говорит? (это желание быть не тем, кто ты есть; желание власти и славы; желание почестей, похвал, в основном незаслуженных; желание внимания ото всех и т.д.)

Особо хлестаковщиной грешат те, кто высот не достиг, трудолюбием не обладает, талантов не имеет, а мечты имеет огромные.

Слайд 12

Запишите в тетрадь название этого явления и его определение.

Н.В.гоголь создал целую плеяду таких обобщенных образов, ставших нарицательными: чичиковщина – обман, мошенничество, лицемерие; плюшкины – собиратели хлама (в прямом и переносном смысле) и многие другие. С этими образами мы познакомимся при изучении поэмы «мертвые души».

 

  1. Хлестаковщина в комедии.

Итак, мы выяснили, что каждый из нас и то иногда бывает Хлестаковым. А как вы думаете, кто, кроме Хлестакова, оказался подвержен этой болезни в комедии?

(чиновники и городничий)

Почему? (делать ничего не хотят, а представляют себя великими тружениками и меценатами, не являясь таковыми;  желают много, а делают мало)

 

  1. Защита мини-проектов «Чиновники города N»

Итак, чиновники. Каждый из них изображен в немой сцене. Поговорим подробно: как изображен чиновник в немой сцене, что это может означать и за что оказался в этой сцене?

Защита мини-проектов: презентации и выступления учащихся.

Приложение № 4

 

  1. Анализ образа городничего Сквозник-Дмухоновского.

Слайд 13

Представление творческого проекта «Интервью с городничем города N»

А как вы считаете, кто больше всех «заразился хлестаковщиной?

  1.  

Какая сцена особенно ярко увидеть это явление в городничем? (лестница славы городничего)

И у нас сегодня гости. Корреспондент очень известного экономического журнала «Финансистъ», который не побоялся и пригласил самого! Сами знаете!!! Это такая личность, о которой только с почтением. Итак, встречайте градоначальник города N – Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский.

Приложение № 5

Представление творческого проекта «Интервью с литературным героем»

Слайд 14, 15

 

  1. Интегрирование литературы и живописи. Восприятие картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»

Итак, глава города застыл, а вместе с ним и все герои комедии. И нас ждет по законам театра антракт!

Я предлагаю вам прогуляться по театральному фойе. Тем более, что здесь сегодня проходит выставка. Давайте ее посетим. Выставка одной картины. Посмотрите, картина К.Брюллова «Последний день Помпеи».

Слайд 16

Вглядитесь в нее!!!

Что изобразил художник? Скажите одним словом. (страх, ужас, катастрофа, трагедия)

А что стало причиной? (извержение вулкана, разбушевавшаяся стихия)

А что всегда считалось причиной разбушевавшейся стихии?  (божий гнев)

Итак, антракт завершен. Нас ждет последнее действие.

 

  1. Сопоставление литературной сцены, живописного произведения и иллюстрационного материала. Философское звучание немой сцены и ее осмысление. Теория литературы. Архетипика.

Как вы считаете, есть что-то общее в этих двух картинах: картине К.Брюллова и немой сцене в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»? (да, ужас, животный страх, обуявший героев)

Слайд 17

Посмотрите еще раз на оба произведения. Вы удивлены? Такое явление в литературе, да и вообще в искусстве, называется АРХЕТИПИКА.

Слайд 18

Запишите это определение в тетрадь. (Работа с определением на слайде)

Архетип (от др.-греч. ἀρχή — «начало» и τύπος — «образец»):

Архетип (психология) —  универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Архетип (литература) – это начальные, сакральные представления о символах и образах, отраженных в искусстве и понятных всем, имеющее отношение к мифологии и религии.

А теперь узнаем поподробнее, что связывает эти две картины.

 

Приложение № 6

Подготовленное сообщение о связи двух произведений.

Слайд 19, 20

Как вы думаете, почему эта картина легла в основу немой сцены? (эта живая, но окаменевшая картина; здесь становятся особо остро заметны все страхи героев; это окаменение героев производит впечатление неотвратимости страшного суда, возмездия)

Конечно же, картина – это потрясение, особенно в настоящую ее величину. И Н.В.Гоголь тоже хотел потрясти, напугать, заставить зрителя задуматься. Неслучайно так долго длится эта сцена.

И мы с метрономом, отсчитывающим время этой сцены, сейчас погрузимся в ее

  1.  

 

Звучит метроном (три минуты), можно будильник на три минуты.

Слайд 20

Всмотритесь в каждую фигуру. Поработаем с текстом к немой сцене.

(у учащихся текст к немой сцене, на слайде иллюстрация)

В центре городничий. Почему он посередине  в   виде  столба,  с  распростертыми  руками  и запрокинутой назад головою?

О чем хочет нас спросить почтмейстер?

Отчего приседает почти до самой земли Ляпкин-Тяпкин?

К чему прислушивается Земляника?

Бобчинский и Добчинский устремляются друг к другу зачем?

И каковы мысли городничего?

Время истекло. Занавес опускается. Актеры в изнеможении. Но есть еще работа у критиков.

 

  1. Работа с критической литературой

Слайд 21

В.Ершов вот как оценивает эту сцену: «Перед нами парад высеченной подлости и пошлости, застывшей в изумлении перед потрясшей ее самое бездной собственной глупости».

Вы согласны с этим мнением. Объясните свое мнение.

А как еще критики оценивали эту сцену комедии.

Ответы учащихся

 

  1. Итог урока

Слайд 22

Н.Г.Чернышевский сказал: «Н.В.Гоголь первый представил нас нам в настоящем виде… первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими».

Как вы понимаете это высказывание?

Маленькая сцена. Немая сцена, ноя надеюсь, что теперь вы стали лучше понимать то, что хотел нам сказать без единого слова автор бессмертной комедии «Ревизор» Н.В.Гоголь.

Сколько важного иногда можно сказать без слов.

 

  1. Домашнее задание

Слайд 23

В качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмышлять в сочинении над тем, о чем вас заставила задуматься немая сцена.