Воскресенье, 17.11.2024, 07:45
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

 «Морфемный и словообразовательный разбор слов»

 

Морфемный и словообразовательный разбор.

 

Цель и задачи:

- совершенствовать навык морфемного  и словообразовательного разбора слов; дифференцировать эти виды разбора слов; развивать орфографическую зоркость учащихся;

- расширять кругозор учащихся и прививать интерес к природе;

- развивать внимание учащихся, способствовать укреплению здоровья.

                                 

                                  Ход  урока.

 

  1. Организационный момент.

 

Цель: мотивация учащихся на совместную деятельность; сообщение темы урока.

 

  1. Словарная работа.

(Учащиеся объясняют выбор и значение приставок пре- и при- , выделяют .орфограммы).

Презабавный случай, прифронтовая полоса, престарелый житель, пришить пуговицу, привокзальная площадь, презирать труса, преградить дорогу, приобрести дом, прилежный ученик, удивительное приключение.

        - Назовите слова, в которых приставка теперь стала частью корня.

    III.         Слово учителя.

                  Ребята, несмотря на то, что, на дворе осень, но неожиданно для 

                  всех выпал первый снег. Не зря в народе говорят: «Ноябрь не зима,    

 а предзимье: зима с осенью борется». Поэтому ноябрь называют полузимником. По словам В.Бианки, ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат. Скоро зима вступит в свои права.

 

  1. Синтаксическая пятиминутка.

(Предложения записаны на доске. Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы, объясняет орфограммы, затем проводит синтаксический разбор 1-го предложения. Затем другой  ученик  проводит работу над 2- предложением, которое записывается   остальными уч-ся  в тетрадях).

 

Задание: выделить грамматическую основу, указать, чем выражены главные члены предложения, составить схему, дать характеристику

  1.  

 

В зимн…м тумане раскинули свои голые ветки д…ревья, и ле…кий сн…жок пр…крыл землю.

 

Скоро п…кинут р…дные кр…я перелетные птицы, и тогда на землю ляжет наст…ящий зимн…й снег.

 

  1.  Работа с текстом.

- А сейчас мы прочитаем текст, из которого узнаем, откуда берется снег.

(Учитель раздает всем уч-ся карточки с текстом и читает его вслух).

Где рождается снег?                                                                     

                                (По М. Гумилевской)

Что такое снег?  Это много, очень много красивых снежинок: они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда. Но они никогда не превращаются в снежинки.     

Водяные пары  поднимаются очень высоко над землей, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки- кристаллики. Кристаллик все время растет и становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно опускаются, собираются хлопьями  и падают на землю.

-  Из чего рождается снег?

- А что рождается из капелек воды?

- Как автор описывает снежинки?

- Объясните значение словосочетания «хрупкие снежинки».

Задания:

  1. Списать последнее предложение, произвести синтаксический разбор.
  2. Выписать из текста однокоренные слова и разобрать по составу.

 

Снег, снежинки; вода, водяные; лед, льдинки.

                - А какие еще однокоренные слова можно подобрать к этим словам?

                - Как называются части слова?

                 - Какой мы произвели разбор?

                3. Произвести словообразовательный разбор этих же слов.

                    Снежинки ß          снег

                     Водяные                  вода

                      Льдинки                  лед

                - Каким способом образованы слова?

VI . Выбрать правильный словообразовательный разбор (устно)

          а)  доледниковый – ледниковый

          б) доледниковый  -  ледник

           в) доледниковый  -  лед

А теперь составьте словообразовательную цепочку из этих слов:

 Лед         ледник         ледниковый          доледниковый                      

   - Каким способом образованы эти  слова?

VII . Гимнастика для глаз.

         (см.приложение)

VIII. Работа по учебнику.

         Чтение материала    35, с.74.

    -     Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?

 1Х.     Коллективная работа, упр. 178:

             (в левый столбик выписать слова с суффиксами, а в правый – без суффиксов; определить вид разбора слов)

              Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина,картофелина,

              малина.

     Х.  Самостоятельная работа, упр. 179

 (составить словообразовательные цепочки)

             Прапрадедушка, раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный,

 ненаучный, прескучный.

     Х1. Домашнее задание с.76, упр. 182.

     Х11.  Итог урока.

 

 

 

 

                Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

 

Быстро поморгать, закрыть глаза  и посидеть спокойно,  медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4 – 5 раз.
  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6.Повторить4 – 5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6.  Повторить  1 – 2 раза.