Петер Пауль Рубенс. Падение Фаэтона. 1605
Современные астрономы считают, что в Солнечной системе когда-то была еще одна планета, погибшая в космической катастрофе. Ищут ученые подтверждения этой гипотезе в древнегреческих мифах, напоминающей о судьбе исчезнувшей планеты. Это миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса – бога Солнца. Однажды Гелиос, уступая настойчивым просьбам Фаэтона, разрешил ему проехаться по небу на солнечной колеснице. Огнедышащие кони, не чувствуя могучей руки Гелиоса, подхватили с места и понесли. Когда испуганный Фаэтон бросил вожжи, кони взвились, то увлекая колесницу высоко к звездам, то опуская до самой Земли. Земля запылала, вытекли реки. Разгневанный Зевс, царь богов, разбил колесницу, разбросав ее обломки и упряжь по небу. Кони разбежались, а Фаэтон был низвергнут в реку. (Сборник «В мире занимательных фактов»)
Вопросы и задания
1. Ответьте на вопрос: какой абзац представляет собой сообщение, которое содержит научную информацию, а где использован тип речи – повествование? Докажите. 2. Выпишите из 1-го и 2-го абзацев глаголы, определив их время, число, лицо. 3. Найдите в тексте такие существительные – имена собственные, у которых есть второе название (оно приведено в тексте). 4. Поработайте со словарем. Объясните значения слов: планета, миф, колесница, упряжь, вожжи, низвергнуть. 5. Озаглавьте текст. 6. Перескажите текст и напишите изложение.
2. «Троица» Андрея Рублева
Андрей Рублев. Троица. 1411 год или 1425-27.
Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы. Доброта, согласие, нежность, печаль… Кисть художника прекрасно рассказала о чувствах юношей. Они сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но художник написал их так, что сразу видишь и каждого в отдельности и всех вместе, сразу чувствуешь их глубокую любовь друг к другу, их единство. Это – икона. Она называется «Троица». «Троицу» написал художник Андрей Рублев. Он жил шесть столетий назад. В ту пору русские художники не писали людей, которые жили вокруг. Они писали Бога, ангелов, святых. Такие изображения не назывались картинами… (В.Порудоминский)
Вопросы и задания
1. Чем, по-вашему, икона отличалась от картин? 2. Почему «Троица» Андрея Рублева через столько лет продолжает привлекать людей? 3. Что нового узнали вы из этого текста? 4. Найдите предложение с однородными сказуемыми, запишите его, постройте схему, объясните постановку знаков препинания. 5. Определите тип речи. Докажите это. 6. Устно передайте содержание текста.
3. Преподобный Сергий Радонежский
Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий*, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются, а родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, вперед не двигается. И вот деревенская картинка, такая близкая и такая понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать. Наверно, мальчик уже не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у побережья озера ростовского, и кликал их. Похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело – этой чертой отмечена вся его жизнь. Теперь он – очень удрученный неудачами – нашел не то, что искал. Под дубом встретил «старца-черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял. – Что тебе надо, мальчик? Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей: через плечо – недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. – Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей. О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как обычно и принимали странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание. Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо. А гостя накормили, за обедом он сказал, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Святое Писание и одолеет чтение. Затем прибавил: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей». С этого времени Варфоломей двинулся, читал уже любую книгу без запинки, и Епифаний утверждает – даже обогнал товарищей. (Борис Зайцев)
Вопросы и задания
1. Работа со словарем. Выпишите слова, значение которых вам непонятно, и по словарю объясните их. Объясните значение слов: бичом, недоуздки, старец, черноризец, сан пресвитера, из-за пазухи, просфора, отрок, заповедь, усовещивать, ковчежец, просфоры, благословил, благодать, Священное Писание, моленная, псалмы, обитель. 2. Составьте план рассказа. 3. Что вы знаете еще о Сергии Радонежском? Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Почему Варфоломей начал хорошо читать?».
4. Портрет из неволи
Николай Иванович Аргунов. Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803). 1803 год.
Параша Жемчугова была дочерью деревенского кузнеца. Совсем маленькой ее взяли ко двору Шереметевых. Граф определил ее в свой крепостной театр. Вместе с другими девочками ее учили пению, танцам и хорошим манерам. У Параши оказался прекрасный слух и чудесный голос. С двенадцати лет она исполняла главные роли. Любители театра спешили из Москвы в Кусково – увидеть и услышать необыкновенную актрису. Парашу называли украшением, «жемчужиной» кусковской сцены. Когда по приказу графа актрисам меняли их «мужицкие» фамилии на благозвучные, Параша стала Жемчуговой. А ее подруги, по названиям драгоценных камней, сделались Изумрудовой, Бирюзовой, Гранатовой. За короткую жизнь Параша Жемчугова изведала и счастье творчества, и шумный успех, и радость любви. Но никогда не могла забыть, что она – рабыня. Даже самые светлые минуты ее жизни омрачала неволя. Женщиной замечательной красоты и чуткой души изобразил Парашу Жемчугову живописец Николай Аргунов. Взволнованно писал крепостной художник крепостную актрису. (В.Порудоминский)
Вопросы и задания
1. Расскажите, что вы узнали о жизни крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой? 2. Почему она исполняла главные роли? 3. Что вы знаете о музее-усадьбе Кусково? 4. Подберите синонимы к слову прекрасный. 5. Объясните правописание слова неволя. 6. Придумайте свой заголовок к тексту. 7. Напишите изложение.
5. Арап Петра Великого
Р. Штейн, гравер Флюгель. Арап Петра Великого. 1886
Государь вышел часа через два. «Посмотрим, – сказал он Ибрагиму, – не позабыл ли своей старой должности. Возьми-ка аспидную доску да ступай за мною». Петр заперся в токарне и занялся государственными делами. Он по очереди работал с Брюсом, с князем Долгоруким, с генерал-полицмейстером Девиером и продиктовал Ибрагиму несколько указов и решений. Ибрагим не мог надивиться быстрому и твердому его разуму, силе и гибкости внимания и разнообразию деятельности. По окончании трудов Петр вынул карманную книжку, дабы справиться, все ли им предполагаемое на сей день исполнено. Потом, выходя из токарни, сказал Ибрагиму: «Уж поздно; ты, я чай, устал: ночуй здесь, как бывало в старину. Завтра я тебя разбужу». Ибрагим, оставшись наедине, едва мог опомниться. Он находился в Петербурге, он видел вновь великого человека, близ которого, еще не зная его цены, провел он свое младенчество. (А.Пушкин. Арап Петра Великого)
Вопросы и задания
1. Напишите изложение по тексту А.Пушкина. 2. Ответьте на вопрос: какие качества Петра I больше всего нравились Ибрагиму, деду А.С. Пушкина? 3. Почему Ибрагим «едва мог опомниться»? 4. Что означают слова: дабы, сей, чай? (Если вы этого не знаете, постарайтесь догадаться по тексту.) Как они называются – историзмы или архаизмы? 5. Поработайте с толковым словарем, выясняя лексическое значение непонятных вам слов (аспидная доска, токарня, надивиться).
6. Земля Ярославская
Николай Константинович Рерих. Ярославль. Церковь Святого Власия. 1903 год
Земля Ярославская! Каждый, кто побывал на берегах Волги, на озерах в ожерельях монастырей, кто прошел по древним городам, тот на всю жизнь сохранит о ней в своей памяти все самое прекрасное. На земле Ярославской – в Ростове Великом, Переславле Залесском, Угличе, Борисоглебске, Тутаеве, Рыбинске, Мышкине – есть прекрасные памятники архитектуры. Их насчитывается более пяти тысяч. Ярославские храмы строились прославленными мастерами, которые вели работы планомерно. Нарядные и величественные, красно-белые каменные сооружения всегда выделялись среди построек города. Еще в древности подступы к городу Ярославлю охранял Спасский монастырь, расположенный у главной переправы через Которосль... Художественная жизнь Ярославля никогда не замирала. Об этом говорят произведения иконописи и миниатюры, сохранившиеся до наших дней. (Из альманаха «Памятники Отечества»)
Вопросы и задания
1. Докажите, что это текст. 2. Придумайте свой заголовок к тексту. 3. Определите стиль текста, докажите свое мнение. 4. Объясните значение выделенных слов. 5. Выпишите словосочетания «прил. + сущ.», «сущ. + сущ.» и разберите их. 6. Расскажите текст подробно. 7. Напишите сочинение-миниатюру на тему «За что я люблю свой город (село, деревню, улицу)».
Алексей Кондратьевич Саврасов. Оттепель. Ярославль. 1874
С высокого обрывистого мыса на правобережье Волги, у места слияния с ней реки Которосли, открываются великолепные виды на необъятные дали Заволжья, оживленные серебристой лентой реки. Здесь, на Стрелке, начиналась история Ярославля более 1000 лет назад. В период образования Киевского государства на этом месте уже был расположен поселок угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением. Легенды называют его «Медвежьим углом». Его жители занимались земледелием, охотой, рыболовством, торговлей. Местоположение поселка было очень выгодным в военном отношении. В начале XI века воины ростовского князя Ярослава Мудрого взяли штурмом поселок и сожгли главное языческое святилище. По преданию, Ярослав Мудрый сам тяжелым боевым топором зарубил медведя и приказал срубить на мысу над Волгой деревянную крепость, названную по его имени Ярославлем. Об этих событиях напоминает известный с XVII века герб города. На нем изображен медведь с трезубцем, позже замененным секирой. (Э.Добровольская)
Вопросы и задания
1. Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения. 2. Озаглавьте текст, выделите микротемы. 3. Подберите антонимы к словам: открываются, начались. 4. Объясните все известные вам орфограммы во втором абзаце. 5. Перескажите текст. 6. Напишите сочинение-рассуждение о том, каким вы представляете себе Ярослава Мудрого.
8. Шаляпин
Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Федора Шаляпина. 1922
В жизни знал я только одного подлинного гения. Это был Шаляпин. Всем щедро наградил его Господь: голосом – единственным в мире по силе и красоте, внешностью необыкновенною, умом острым, талантами разнообразными. Стал он первым в мире певцом и великим актером. Все в нем было как-то празднично и необычайно: крупная, красивая фигура, бледное лицо, высоко зачесанный кок светло-золотистых волос, белесоватые ресницы, резко вычерченные и слегка трепещущие ноздри. Запомнились почему-то особенно ладно сидевший на нем фрак и золотая лорнетка на широкой черной ленте. Он поднес лорнет к глазам, мельком заглянул в программу, лежавшую на рояле, и запел первый романс, слегка прикрыв глаза. Голос его в эти годы был еще молодым, сильным, – это был даже не голос, а какой-то удивительный инструмент, при помощи которого артист умел передавать тончайшие душевные переживания: – О, где же вы, дни любви... (А.Седых)
Вопросы и задания
1. Озаглавьте текст и перескажите его. 2. Ответьте на вопросы: Что интересного рассказывает автор текста о Ф.И. Шаляпине? Случалось ли вам встречаться с подлинно талантливым человеком? В чем может проявляться у человека талант? 3. Словарная работа: гений, слободка, кок, фрак. 4. Найдите в тексте устаревшие слова, объясните их значение (лорнет, лорнетка). 5. Поставьте ударение в словах: мельком, инструмент. 6. Определите тип речи текста. Докажите свое мнение. 7. Напишите сочинение на тему «Об этом человеке мне хочется рассказать...».