ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №1
ГИА по русскому языку. Вариант 1
Вопрос A1 .Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9. (1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь — как праздник. (По В.С. Токаревой)
*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) — русский прозаик и сценарист.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»
Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола, а дочь это не оценила. Матери не нравится, как одевается Оксана. Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью. Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.
Вопрос A2 . Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).
пользоваться моментом изобличать принимать понимать
Вопрос A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Чего она мне нервы мотает? По дому плавали запахи и крики. Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
Вопрос A4.Укажите ошибочное суждение.
В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые. В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв. В слове ХЛЕБ последний звук [п]. В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].
Вопрос A5 .Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
голодала заплесневеет осложнения положили
Вопрос A6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
разговариваешь отворилась поднимет сделать
Вопрос A7 .В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
ванной длинной пущенная именно
Вопрос B1 .Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Вопрос B2 .Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Вопрос B3 .Выпишите грамматическую основу предложения 41.
Вопрос B4. Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B5.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(1) или,(2) как она называла,(3) «ретруха».
– Пап,(4) ну скажи ей,(5) — громко пожаловалась Оксана. — Чего она мне нервы мотает?
Вопрос B6 .Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Вопрос B7 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) — именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) — пришёл,(6) ушёл.
Вопрос B8.Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B9 .Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Вариант 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9
(1) Мне тринадцать лет.
(2) Каждый вечер в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю всё одну и ту же книгу — «Войну и мир».
(3) Я влюблена в князя Андрея Болконского. (4) Я ненавижу Наташу, во-первых, оттого, что ревную, во-вторых, оттого, что она ему изменила.
– (5) Знаешь, — говорю я сестре, — Толстой, по-моему, неправильно про неё написал. (6) Не могла она никому нравиться. (7) Посуди сама — коса у неё была «негустая и недлинная», губы распухшие. (8) Нет, по-моему, она совсем не могла нравиться. (9) А жениться он на ней собрался просто из жалости.
(10) Потом ещё мне не нравилось, зачем князь Андрей визжал, когда сердился. (11) Я считала, что Толстой это тоже неправильно написал. (12) Я знала наверное, что князь не визжал.
(13) Каждый вечер я читала «Войну и мир».
(14) Мучительны были те часы, когда я подходила к смерти князя Андрея.
(15) Мне кажется, что я всегда немножко надеялась на чудо. (16) Видимо, надеялась, потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал.
(17) Ночью, лёжа в постели, я спасала его. (18) Я заставляла его броситься на землю вместе с другими, когда разрывалась граната. (19) Отчего ни один солдат не мог догадаться толкнуть его? (20) Я бы догадалась, я бы толкнула.
(21) Потом посылала к нему всех лучших современных врачей и хирургов.
(22) Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрёт.
(23) Нет. (24) Умер! (25) Умер!
(26) Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно.
(27) И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков. (28) А утром... (29) Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урока!
(30) И вот наконец я додумалась. (31) Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. (32) Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это! — только бы не умирал!
(33) Спросила гувернантку, может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. (34) Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления.
(35) Посоветовалась с сестрой. (36) Та сказала, что к писателю нужно идти непременно с его карточкой и просить подписать, иначе он и разговаривать не станет, да и вообще с несовершеннолетними они не говорят.
(37) Было очень жутко.
(38) Исподволь узнавала, где Толстой живёт. (39) Говорили разное — то, что в Хамовниках, то, что будто уехал из Москвы, то, что на днях уезжает.
(40) Купила портрет. (41) Стала обдумывать, что скажу. (42)Боялась — не заплакать бы. (43) От домашних своё намерение скрывала — осмеют.
(44) Наконец решилась. (45) Приехали мамины родственники, в доме поднялась суетня, так что время удобное. (46) Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.
(47) Толстой был дома. (48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.
(49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.
(53) Наконец — он. (54) Он был меньше ростом, чем я ждала. (55) Посмотрел на няньку, на меня. (56) Я протянула карточку и, выговаривая от страха «л» вместо «р», пролепетала:
– (57) Вот, плосили фотоглафию подписать.
(58) Он сейчас же взял её у меня из рук и ушёл в другую комнату.
(59) Тут я поняла, что ни о чем просить не смогу, ничего рассказать не посмею и что так осрамилась, погибла навеки в его глазах, со своим «плосили» и «фотоглафией», что дал бы только Бог убраться подобру-поздорову.
(59) Он вернулся, отдал карточку. (60) Я сделала реверанс.
– (61) А вам, старушка, что? — спросил он у няньки.
– (62) Ничего, я с барышней.
(63) Вот и всё.
(64) Вспоминала в постели «плосили» и «фотоглафии» и поплакала в подушку.
(По Тэффи)*Тэффи (псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой; 1872-1952) — русская писательница и поэтесса.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью героиня рассказа решилась пойти к Толстому?»
Девочка любила роман «Война и мир», и ей хотелось получить автограф великого писателя на его фотографии. Девочка хотела встретиться с автором «Войны и мира», чтобы рассказать ему, как она восхищается князем Андреем. Девочка мечтала убедить Толстого изменить сюжет романа и оставить в живых её любимого героя, князя Андрея. Девочке нужно было убедить Толстого, что князь Андрей может спастись, если женится на Наташе.
Вопрос A2 .Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поднялась» (предложение 45).
повысилась возникла встала возродилась
Вопрос A3 .Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков. Он был меньше ростом, чем я ждала. Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.
Вопрос A4 .Укажите ошибочное суждение.
В слове КАЖЕТСЯ звуков меньше, чем букв. В слове ТРИНАДЦАТЬ нет непроизносимых согласных. В слове РОДСТВЕННИКИ есть звук [ц]. В слове ШЁПОТОМ все согласные твёрдые.
Вопрос A5 .Укажите слово с чередующейся гласной в корне.толкнуть умирал подписать напевая
Вопрос A6 .В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
подходила отдал сделала вспоминала
Вопрос A7 .В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»? недлинная современных напечатанном несовершеннолетними
Вопрос B1 .Замените разговорное слово «жутко» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Вопрос B2 .Замените словосочетание «мамины родственники», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Вопрос B3 .Выпишите грамматическую основу предложения 50.
Вопрос B4 .Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B5 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Мне кажется,(1) что я всегда немножко надеялась на чудо. Видимо,(2) надеялась,(3) потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня,(4) когда он умирал.
Ночью,(5) лёжа в постели