Урок литературы в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Дубровский»
Тема урока: Ссора друзей.
Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.
Методы: проблемный, исследовательский.
Цели урока:
Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.
Развивающие: приобщение к радости творчества, законам открытия нового.
Воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Реквизиты: шесть шляп.
Опережающее домашнее задание: всем участникам подумать над темой будущего обсуждения, собрать необходимую информацию, все необходимые факты.
Используемая технология: шесть шляп мышления
Эпиграф к уроку:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Ф.И.Тютчев
Ход урока:
- 1. Розыгрыш шляп (пояснение в презентации).
2. Вступительное слово учителя.
В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними? Долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским, нарушено ссорой». В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского? Эти и другие вопросы помогут нам выяснить сложные мотивы ссоры друзей.
- Индуктор. Начало, мотивирующее творческую деятельность.
Учитель: Каким цветом вы бы написали слово «ссора»?
- Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?
Ответы учащихся:
- Черный цвет – враги.
- Красный – кровь.
Учитель: Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…
Ответы учащихся.
Итак, тема мастерской «Ссора друзей».
Как же возникла ссора между помещиками? Обратимся к эпизоду «На псарне».
- Самоконструкция и социоконструкция.
Учитель: Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы.
«Белая шляпа»:
Готовясь к охоте, Троекуров показывал гостям свою псарню. Дубровский неодобрительно отозвался об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, ответил: «Мы на свое житье не жалуемся, а вот иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на собачью конуру». Троекуров громко рассмеялся на дерзость своего псаря. Дубровский побледнел и промолчал. За столом Троекуров хватился Дубровского. Ему сказали, что Дубровский уехал домой. Троекуров «велел догнать и воротить его. Но сосед не вернулся и передал записку, в которой требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит: “наказать его или помиловать”. А сносить дерзости от кого бы то ни было он не намерен, так как является старинным дворянином. Письмо Дубровского рассердило Троекурова.
«Чёрная шляпа»:
Троекуров допустил бестактность, позволив «своему холопу» обидеть и унизить Дубровского.
Учитель: Какие чувства вызывают у вас Троекуров и Дубровский?
«Красная шляпа»:
Троекуров вызывает негодование, возмущение, неприязнь. Он хотел доказать всем, что никому нельзя идти против него. Богатство, знатный род и связи давали Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были ему угодить, он принимал знаки внимания как должное.
Жизненные принципы Дубровского вызывают уважение, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним.
Учитель: Теперь давайте переключимся с красной шляпы на белую. Новое обстоятельство уничтожило последнюю надежду на примирение.
«Белая шляпа»:
Дубровский поймал в своей роще мужиков Троекурова, ворующих лес. До этого троекуровские мужики не позволяли себе “шалить в пределах его владений”, зная о дружеских отношениях между господами. Теперь же они воспользовались размолвкой приятелей. Дубровский отнял у них лошадей, а крестьян велел высечь. Узнав об этом, Троекуров пришел в бешенство. «В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.
«Черная шляпа»:
Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, избрал самый низкий способ. Он решил отнять имение у Дубровского и таким образом окончательно разорить его. «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение», - говорит Троекуров. Дубровский не мог даже себе представить размеров опасности, которая ему угрожала.
Учитель: Новое столкновение Дубровского и Троекурова произошло в суде. Какие об этом известны факты?
«Белая шляпа»:
Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу — Троекурову. Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”.
«Чёрная шляпа»:
Неожиданное и неправильное решение суда нанесло страшный удар старому Дубровскому. Он лишился дома, земли, скромного имущества. Бедный старик помешался.
«Красная шляпа»:
Но внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество. Судьи, надеявшиеся на благодарность Троекурова, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова.
«Желтая шляпа»:
В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение.
Учитель: Теперь перейдем к зеленой шляпе.
«Зеленая шляпа»:
Анализируя этот эпизод, мы обратили внимание на то, что Троекуров, отправляясь к Дубровскому, не воспользовался помощью кучера. Мы объясняем это тем, что гордый Кирилла Петрович впервые решил сам примириться с врагом и не хотел, чтобы свидетелями их встречи были даже слуги.
«Черная шляпа»:
Примирение не состоялось. Когда стоящий у окна Дубровский увидел подъезжающего Троекурова, он пришел в сильное волнение, упал без чувств, с ним сделался паралич. Дубровский скончался.
Учитель: А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет.
Л.Н. Толстого говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает». Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.
В результате получится схема:
Дубровский:
Что представляет
собой независимый, горячий,
смелый, прямой,
решительный, неосмотрительный,
нетерпеливый
_______________________________
Что он о себе гордый, честный
думает?
Троекуров:
Что представляет
собой? самодур-помещик
_________________________________________
независимый, гостеприимный, богатый, сильный,
Что он думает о себе? строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,
хороший отец
Учитель: Из математики вам известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Что у нас получилось: у Троекурова в знаменателе оказалось больше слов. Значит, его величина маленькая, ничтожная.
Так кто же победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?
«Черная шляпа»:
Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь.
Учитель: Давайте поищем новые подходы к этой проблеме?
«Зеленая шляпа»:
В XII главе Пушкин пишет: «Верейский, обратясь к Кириллу Петровичу, спросил у него, что значит это погорелое строение и кому оно принадлежит? Кирилла Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбою, были ему неприятны». Это доказывает, что угрызения совести продолжают мучить Троекурова и по прошествии времени.
Учитель: Давайте оценим плюсы и минусы этой победы.
«Желтая шляпа»:
Троекуров приобрел имение Кистеневку.
«Черная шляпа»:
Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив». Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.
4. Разрыв.
«Зеленая шляпа»:
Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» показался нам вначале простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы. В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?
«Синяя шляпа»:
В ходе совместного обсуждения мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.
5. Рефлексия.
Учитель: Как вы поступите, если придется поссориться с другом?
6. Итоги урока.
Учитель: Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.
И мне бы хотелось, чтобы вы помнили эпиграф к уроку и задумывались о том, как ваше слово отзовется.
Домашнее задание: составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом».