План – конспект урока русского языка
Тема: «Интонация, логическое ударение».
Класс: 8
Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися
следующих результатов:
Личностные:
а) способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений, т. е. с использованием элементов исследовательской деятельности;
б) сформировать коммуникативные умения вследствие работы в парах, в группах;
в) овладеть опытом грамотного использования средств языка при изложении устного и письменного материала, умения аргументировать, приводить примеры, сравнивать, анализировать;
г) умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
2. Метапредметные:
а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;
б) учебные компетентности в области использования ЭОР;
в) размышления о том, что нужно знать об интонации и логическом ударении, уметь правильно использовать интонацию в речи, в зависимости от необходимости и значении поставленной цели говорящего в различных видах деятельности, знать- что говорить, как говорить, с какой целью говорить;
г) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;
д) применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).
3. Предметные:
а) владеть базовым понятийным аппаратом по теме;
б) рассмотреть различные случаи постановки логического ударения, знаков препинания при нём, виды интонации и самостоятельно распознавать их;
в) систематизировать знания
г) дать представление об интонации и логическом ударении.
- Задачи урока:
-обучающие: дать представление об интонации и логическом ударении, учить использовать понятия на практике;
- развивающие: повторить орфограмму «правописание Ъ и Ь»; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитательные: развивать культуру речи; воспитывать уважение к родному языку.
Тип урока: комбинированный (изучение, обобщение, закрепление изученного материала).
№ |
Этап урока, цель |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Орг. момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Приветствие, отсутствующие, организация рабочей атмосферы в классе, подготовка к уроку учащихся, сообщение цели и задач урока - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! |
Подготовка рабочих мест, приветствие Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. |
1-2 |
2 |
Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для изучения нового, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Фронтальный опрос 1. - Как изменяется смысл предложения с изменением порядка слов? - Что влияет на новые смысловые оттенки? - Для чего нужно уметь правильно расставлять слова в предложении? упр. 78 по цепочке – от чего зависит порядок слов в предложении?
|
1.На интерак-тивной доске 1 ученик выполняет задание. (работа с карточкой) 2.остальные устно отвечают на вопросы учителя.
Выполняют по цепочке с объяснением упр. |
10 |
3 |
Изучение нового материала. Цель: дать представление об интонации и логическом ударении, учить использовать понятия на практике;
Работа с учебником
Проверка первичного восприятия
Творческий диктант |
- Как вы думаете, а что ещё влияет на выразительность речи? - А что такое интонация?
Слайд 1-4 Объяснение с помощью презентации
1. Откройте учебник на стр. 41 (рассмотреть и проанализировать схему). (Учитель направляет, задаёт наводящие вопросы) Разучивание терминов и запись их в словарики: «интонация», «пауза».
- С какими интонационными средствами мы познакомились? - Какие по цели высказывания могут быть предложения? - Что влияет на эмоциональный фон предложения? - Где вы применяли разные виды интонации? - Какие знаки препинания помогают нам ? Учитель диктует текст, соблюдая интонацию, обозначая голосом логическое ударение (работа с текстом на карточках) Задание: - Прочитайте текст, в зависимости от интонации и логических ударений поставьте знаки препинания. Книга – учитель, Книга – наставник, Книга – близкий товарищ и друг, Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук. Бедным считайте такое жилище, Где вся забота – набить бы живот, Где калорийная, вкусная пища Пищу духовную не признаёт. Книга – советчик, Книга – разведчик, Книга – активный борец и боец, Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков) - Подчеркните грамматические основы предложений (фронтальная проверка.)
|
Отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли, аргументируют
Рассматривают и анализируют схему
Сравнивают со схмой в презентации, анна-лизируют, делают выводы Записывают в словарики
Отвечают на вопросы учителя
Записывают текст, в зависимости от интонации учителя и логических ударений расставляют знаки препинания. Подчеркивают грамматическую основу предложений. |
|
4 |
Работа с учебником |
Направляет, задаёт наводящие вопросы - работа в группах: 1 группа - упр. 79 (устно), 2 группа – упр. 80 (по заданию) 3 группа – упр. 84 (устно) Давайте выполним упр.87 |
Работают в группах
Выполняют упр. 79, 80, 84 устно;
Выполняют по цепочке упр. 87 (по заданию) |
|
5 |
Физ.пауза |
Проводит игру на внимание «Класс» (игра на внимание «Класс…», пожмите друг другу руку, улыбнитесь) И давайте, скажем, здравствуйте с разной интонацией, в зависимости от того с кем здороваемся, когда, в каких условиях.
|
Выполняют задания только на сопровождение словом «класс» |
|
6 |
Повторяем орфографию |
Направляет работу учащихся, стимулирует . (Повторяем орфограмму «правописание Ъ и Ь») Задание: прочитать слова, отметить новые слова иноязычного происхождения, составить с ними:
задание повышенной сложности: составить предложения с любым из этих слов с разной интонацией и логическим ударением.
адъютант, инъекция, бельэтаж, женьшень. - объяснить значение слов, обозначить количество звуков и букв, составить словосочетания. 3) Спишите слова, комментируя условия выбора орфограммы «употребление Ь и Ъ» (по цепочке). НА ДОСКЕ: адъютант альпинист четырёхъярусный бельэтаж изъян павильон фельдъегерь дьякон киносъёмка рельефный разъединённый женьшень инъекция осьминог
|
Выполняют задания, приготовленные учителем. – на компьютере, -индивидуальная работа; - взаимопроверка
|
|
7 |
Подведение итогов урока, выставление отметок. |
Анализирует ответы детей, выставляет отметки, корректирует ответы детей – Что делали сегодня на уроке? – Что нового узнали? – Над чем надо еще поработать? – Что необходимо повторить для успешной работы на последующих уроках?
|
Учащиеся сами говорят, что выучили новое; |
|
8. |
Рефлексия |
– Оцените свою работу? Выберите восклицательный знак, если вам всё понятно, вы разобрались с материалом, выберите вопросительный, если вам что-то не понятно, надо ещё раз вернуться к этой теме урока.
|
Выбирают определённый знак, тем самым самоопределяются |
2 |
8 |
Сообщение домашнего задания |
Объясняет условия выполнения |
Читают задание, записывают его в дневник |
5 |
Формы работы учащихся:
- работа с раздаточным материалом (текст);
- фронтальная проверка работы над выделением грамматической основы предложений;
- работа с учебником;
- изучение нового материала;
- работа в группах;
- индивидуальная работа с записями на доске, повторение орфограммы «правописание Ъ и Ь» с использованием ЭОР, диска «Кирилла и Мефодия», записи на доске;
Необходимое техническое оборудование:
- учебник «Русский язык» 8 класс под ред. Н.М. Шанского. авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.
- интерактивный комплекс (компьютер и ноутбуки, интерактивная доска или проектор);
- диск «Русский язык в школе» 8 класс, «Кирилла и Мефодия».
Структура и ход урока.
Приложение 1.( карточки по количеству детей)
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга …близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)
________________________________________________________________________
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга ….близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)
_____________________________________________________________________________
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга ….близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец. (В.Боков)