Воскресенье, 17.11.2024, 07:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

6  класс

Программа Г.С.Меркина

   

       

        Тема. «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

        Цель:           

  • выявить жанровые особенности предания; познакомить с нартским эпосом (происхождение слова, герои); определить художественную идею предания о Бадыноко – народном герое, прославившем родную землю своей отвагой и мужеством; значение собирательного образа народа в предании; сравнить предание о Бадыноко и миф об Одиссее;
  • формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся,  выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

        

Оборудование: фрагмент художественного фильма об Одиссее.

 

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

 

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Слово учителя. Предание как жанр.

Предание – произведение УНТ прозаической формы, в котором повествуется о достоверных событиях истории, деяниях реально живущих людей, происхождении названий городов, сёл, урочищ, курганов и пр. Для предания характерны стремление дать чудесное объяснение событиям и фактам, а также обращённость в прошлое.

Вымысел в предании не принимается за выдумку, и у читателя остаётся ощущение, что всё, о чём говорится, было в действительности.

Вследствие тесной связи с краем, где ходили предания, в них предстаёт прежде всего местная история.

Каждое предание тяготеет к обобщениям и оценкам. Они определяются людскими симпатиями и антипатиями.

Предания можно разделить на три группы:

- мифологические – рассказы о богах, небе, душе, нечистой силе, святых и пр.; 

- натуралистические – о происхождении растений, животных, рыб, о необычных людях – одноглазых, псоголовых, о фантастических животных и пр.;

- исторические. Исторические в свою очередь, оказались разбитыми на подгруппы: географические предания, объясняющие происхождение названий; предания о вещественных памятниках – о кладах, монастырях, могильниках и пр.; предания об обычаях и обрядах  народа; предания об исторических событиях и исторических лицах; предания о генеалогии народностей; наконец, предания о полезных ископаемых.

 

3.Рассказ о нартском эпосе.

Нартский эпос – эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания  о происхождении и приключениях героев-богатырей (нартов). Существует прежде всего у абхазо-адыгейских народов и у осетин в прозаической и стихотворной форме.

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII-VII вв. до н.э., а в XIII-XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-нибудь героя или события.

Происхождение слова «нарт» объясняют по-разному: от иранского слова «нарт» («мужчина»), монгольского корня «нара» - «солнце» и т.п.

Многие языковеды утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый общекавказский памятник древней эпической поэзии.

В кабардинском эпосе существует герой – Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:

Ты обезглавишь сотни чудовищ,

Сотни сокровищ нартам раздашь.

… Спи, моё счастье, храбрый мой львёнок,

Славен и звонок будет твой путь.

Будешь ты светом рода людского…

Бадыноко прежде всего – защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым разорителям нартской земли, «уничтожившим всё живое». В эпосе подчёркивается скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от изъявлений благодарности.

При всей суровости Бадыноко в нём живёт любовь к людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его некоторую надменность, стремление биться с врагом в одиночку.

Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Кази Атажукин, который в 1864г. составил на русской графической основе кабардинский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на родном языке несколько сказаний нартов.

 

4. Беседа.

- Как появился нартский эпос?

- Объясните значение слова «нарт».

- Каковы качества характера Бадыноко?

 

5. Анализ предания.

- Назовите героев предания о Бадыноко.

Хагур с семью братьями, его дочь, Бадыноко, одноглазый великан.

- На какие части можно условно разделить предание?

Рассказ Хагура и подвиг Бадыноко.

- В какой части предания о Бадыноко можно найти общие черты с мифом об Одиссее на острове циклопов?

В рассказе Хагура.

 

6. Просмотр фрагмента художественного фильма об Одиссее.

 

7. Исследовательская работа с текстом.

 

Одисей на острове циклопов. Полифем

Как  Бадыноко победил одноглазого великана

 

Одиссей со спутниками прибыл на остров циклопов, не знающих законов.

Хагур с семью братьями приходил к подножию Чёрной горы, где лежал великан. Единственный его глаз мерцал посредине огромного лба.

Одиссей и 12 надёжных товарищей вошли в пещеру циклопа.

Нарты приблизились и произнесли вежливое приветствие.

Великан обладал чудовищной силой и имел один глаз во лбу.

Одноглазый забавлялся тем, что бросал на вершину горы могучие скалы – абра-камни, а когда скалы летели вниз, он подкидывал их вверх своими пятками.

Циклоп завалил пещеру скалой, подоил овец и стал готовить себе пищу.

Великан пригнал своих овец, кончиком мизинца отодвинул могучий абра-камень, загнал в пещеру всё стадо, потом загнал нартов в пещеру и завалил за ними вход абра-камнем.

Циклоп схватил двух спутников и убил.

Великан убил всех шестерых героев.

Одиссей предложил циклопу чашу вина.

 

Заострённым концом бревна Одиссей выжег глаз циклопу.

Хагур обнажил меч, подкрался к спящему великану и выколол его единственный глаз.

Другие циклопы, услышав стоны, пришли к пещере Полифема.

 

Вцепившись в густую шерсть барана, Одиссей выбрался из пещеры.

Козёл вынес Хагура из пещеры.

Одиссей отплыл от берега, прихватив стадо баранов Полифема.

 

Полифем поднял утёс и бросил его в море.

Великан снял с руки золотое кольцо и кинул его.

Одиссей открыл своё имя.

 

Полифем умоляет Посейдона покарать Одиссея, хватает утёс и бросает в море.

Великан погнался за Хагуром.

Одиссей счастливо добирается до острова, где ждут остальные корабли.

Хагур отрубил себе руку.

 

8. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода встречи Бадыноко с великаном. Обращение к выставке иллюстраций.

- Какие силы помогли Бадыноко расправиться с великаном?

- Найдите в тексте цитату, содержащую ответ на вопрос.

«Но крепко держала злобного великана справедливая земля: не мог он вырваться».

- За что был наказан великан?

За коварство, жестокость, хитрость.

- Какие качества Бадыноко проявились в финальной части предания?

Великодушие, бескорыстие, честность. Он отказался взять в жёны красавицу, поскольку желал, чтобы она была счастлива с любимым.

 

 

              

IV. Подведение итогов урока.

- Как вы думаете, о чём пелось в песне Бадыноко, сложенной Хагуром?

- Кто такой Хагур?

Хагур – это собирательный образ народа, помнящего о своих героях.

- Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыноко».

Нартский муж Бадыноко,

 Быстроокий, бесстрашный,

 Был для нартов душою,

 Был грозою для чинтов.

 Был он сильным, удалым,

 Ста ударам был равен

Взмах меча Бадыноко.

 Был повсюду он славен —

 И вблизи, и далеко,

 И повадкой особой,

 И посадкой особой,

 И особою хваткой.

 Говорили повсюду:

 “Всех сильней Бадыноко!”

 “Всех смелей Бадыноко!”

 

V. Домашнее задание.        

1.Прочитать «Сказку о молодильных яблоках и живой воде».

2.Выписать из текста сказки афористические и крылатые выражения, а также названия

волшебных предметов.

3.Выписать из текста обороты речи, свойственные русским народным сказкам.

4.Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение о Бабе Яге, Иване-царевиче, символическом значении яблока;

-подобрать иллюстрации к сказке (репродукции картин В.М. Васнецова и  И.Я. Билибина).