6 класс
Программа Г.С.Меркина
Тема. «Как Бадыноко победил одноглазого великана».
Цель:
- выявить жанровые особенности предания; познакомить с нартским эпосом (происхождение слова, герои); определить художественную идею предания о Бадыноко – народном герое, прославившем родную землю своей отвагой и мужеством; значение собирательного образа народа в предании; сравнить предание о Бадыноко и миф об Одиссее;
- формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: фрагмент художественного фильма об Одиссее.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
- Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Слово учителя. Предание как жанр.
Предание – произведение УНТ прозаической формы, в котором повествуется о достоверных событиях истории, деяниях реально живущих людей, происхождении названий городов, сёл, урочищ, курганов и пр. Для предания характерны стремление дать чудесное объяснение событиям и фактам, а также обращённость в прошлое.
Вымысел в предании не принимается за выдумку, и у читателя остаётся ощущение, что всё, о чём говорится, было в действительности.
Вследствие тесной связи с краем, где ходили предания, в них предстаёт прежде всего местная история.
Каждое предание тяготеет к обобщениям и оценкам. Они определяются людскими симпатиями и антипатиями.
Предания можно разделить на три группы:
- мифологические – рассказы о богах, небе, душе, нечистой силе, святых и пр.;
- натуралистические – о происхождении растений, животных, рыб, о необычных людях – одноглазых, псоголовых, о фантастических животных и пр.;
- исторические. Исторические в свою очередь, оказались разбитыми на подгруппы: географические предания, объясняющие происхождение названий; предания о вещественных памятниках – о кладах, монастырях, могильниках и пр.; предания об обычаях и обрядах народа; предания об исторических событиях и исторических лицах; предания о генеалогии народностей; наконец, предания о полезных ископаемых.
3.Рассказ о нартском эпосе.
Нартский эпос – эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей (нартов). Существует прежде всего у абхазо-адыгейских народов и у осетин в прозаической и стихотворной форме.
Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII-VII вв. до н.э., а в XIII-XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-нибудь героя или события.
Происхождение слова «нарт» объясняют по-разному: от иранского слова «нарт» («мужчина»), монгольского корня «нара» - «солнце» и т.п.
Многие языковеды утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый общекавказский памятник древней эпической поэзии.
В кабардинском эпосе существует герой – Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:
Ты обезглавишь сотни чудовищ,
Сотни сокровищ нартам раздашь.
… Спи, моё счастье, храбрый мой львёнок,
Славен и звонок будет твой путь.
Будешь ты светом рода людского…
Бадыноко прежде всего – защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым разорителям нартской земли, «уничтожившим всё живое». В эпосе подчёркивается скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от изъявлений благодарности.
При всей суровости Бадыноко в нём живёт любовь к людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его некоторую надменность, стремление биться с врагом в одиночку.
Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Кази Атажукин, который в 1864г. составил на русской графической основе кабардинский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на родном языке несколько сказаний нартов.
4. Беседа.
- Как появился нартский эпос?
- Объясните значение слова «нарт».
- Каковы качества характера Бадыноко?
5. Анализ предания.
- Назовите героев предания о Бадыноко.
Хагур с семью братьями, его дочь, Бадыноко, одноглазый великан.
- На какие части можно условно разделить предание?
Рассказ Хагура и подвиг Бадыноко.
- В какой части предания о Бадыноко можно найти общие черты с мифом об Одиссее на острове циклопов?
В рассказе Хагура.
6. Просмотр фрагмента художественного фильма об Одиссее.
7. Исследовательская работа с текстом.
Одисей на острове циклопов. Полифем |
Как Бадыноко победил одноглазого великана
|
Одиссей со спутниками прибыл на остров циклопов, не знающих законов. |
Хагур с семью братьями приходил к подножию Чёрной горы, где лежал великан. Единственный его глаз мерцал посредине огромного лба. |
Одиссей и 12 надёжных товарищей вошли в пещеру циклопа. |
Нарты приблизились и произнесли вежливое приветствие. |
Великан обладал чудовищной силой и имел один глаз во лбу. |
Одноглазый забавлялся тем, что бросал на вершину горы могучие скалы – абра-камни, а когда скалы летели вниз, он подкидывал их вверх своими пятками. |
Циклоп завалил пещеру скалой, подоил овец и стал готовить себе пищу. |
Великан пригнал своих овец, кончиком мизинца отодвинул могучий абра-камень, загнал в пещеру всё стадо, потом загнал нартов в пещеру и завалил за ними вход абра-камнем. |
Циклоп схватил двух спутников и убил. |
Великан убил всех шестерых героев. |
Одиссей предложил циклопу чашу вина. |
|
Заострённым концом бревна Одиссей выжег глаз циклопу. |
Хагур обнажил меч, подкрался к спящему великану и выколол его единственный глаз. |
Другие циклопы, услышав стоны, пришли к пещере Полифема. |
|
Вцепившись в густую шерсть барана, Одиссей выбрался из пещеры. |
Козёл вынес Хагура из пещеры. |
Одиссей отплыл от берега, прихватив стадо баранов Полифема. |
|
Полифем поднял утёс и бросил его в море. |
Великан снял с руки золотое кольцо и кинул его. |
Одиссей открыл своё имя. |
|
Полифем умоляет Посейдона покарать Одиссея, хватает утёс и бросает в море. |
Великан погнался за Хагуром. |
Одиссей счастливо добирается до острова, где ждут остальные корабли. |
Хагур отрубил себе руку. |
8. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода встречи Бадыноко с великаном. Обращение к выставке иллюстраций.
- Какие силы помогли Бадыноко расправиться с великаном?
- Найдите в тексте цитату, содержащую ответ на вопрос.
«Но крепко держала злобного великана справедливая земля: не мог он вырваться».
- За что был наказан великан?
За коварство, жестокость, хитрость.
- Какие качества Бадыноко проявились в финальной части предания?
Великодушие, бескорыстие, честность. Он отказался взять в жёны красавицу, поскольку желал, чтобы она была счастлива с любимым.
IV. Подведение итогов урока.
- Как вы думаете, о чём пелось в песне Бадыноко, сложенной Хагуром?
- Кто такой Хагур?
Хагур – это собирательный образ народа, помнящего о своих героях.
- Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыноко».
Нартский муж Бадыноко,
Быстроокий, бесстрашный,
Был для нартов душою,
Был грозою для чинтов.
Был он сильным, удалым,
Ста ударам был равен
Взмах меча Бадыноко.
Был повсюду он славен —
И вблизи, и далеко,
И повадкой особой,
И посадкой особой,
И особою хваткой.
Говорили повсюду:
“Всех сильней Бадыноко!”
“Всех смелей Бадыноко!”
V. Домашнее задание.
1.Прочитать «Сказку о молодильных яблоках и живой воде».
2.Выписать из текста сказки афористические и крылатые выражения, а также названия
волшебных предметов.
3.Выписать из текста обороты речи, свойственные русским народным сказкам.
4.Индивидуальные задания:
-подготовить сообщение о Бабе Яге, Иване-царевиче, символическом значении яблока;
-подобрать иллюстрации к сказке (репродукции картин В.М. Васнецова и И.Я. Билибина).