Тема: Простое глагольное сказуемое.
Цели урока: расширить представления учеников о простом глагольном сказуемом, его признаках, способах выражения;
Ход урока.
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания.
Блиц-опрос
- Что такое подлежащее
- Какие прилагательные и причастия называются субстантивированными
- Чем может быть выражено подлежащее
Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.
- Н_что так (не) передает чистоты чел_веческих помыслов, как улы_ка.
- Жить – Род_не служить.
- Две капли брызнули в ст_кло.
- Смелый к победе буд_т стр_миться.
- Будущее прин_длежит людям чес_ного труда.
- Светлое завтра нах_дится в наших руках!
- Пять – моя любимая ц_фра
- Тихое ах выдало их пр_сутствие.
- ничто не передает - местоимение в И. п. + глагол
- жить - служить – инфинитив + инфинитив
- две капли брызнули –неделимое словосочетание + глагол
- смелый будет стремится - субстантивированное прилагательное + глагол в сложной форме будущего времени
- будущее принадлежит - субстантивированное причастие + глагол
- завтра находится – наречие + глагол
- пять – цифра числительное в И. п. + имя существительное
- ах выдало – междометие + глагол
- Объяснение нового материала.
Мы с вами выделили грамматические основы.
Из чего состоит грамматическая основа?
Что такое сказуемое?
Всегда ли сказуемое состоит из одного слова?
На какие две группы можно разделить сказуемые по их строению ( на простые и составные)
Сказуемое
простое составное
На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.
Подчеркнуть грамматическую основу и определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.
Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)
Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода - по асфальту рекой.(А. Тимофеевский)
Я буду ждать тебя мучительно, я буду ждать тебя года, ты манишь сладко исключительно, ты обещаешь навсегда. (К. Бальмонт)
Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа. (С. Есенин)
Способы выражения простого
Способ выражения |
Пример |
Глагол в спрягаемой форме |
Я пришёл. Я приду. Я иду. |
Глагол в форме сложного будущего времени или в сложной форме повелительного наклонения |
Я не буду грустить о тебе. Пусть заплачет мать о своём сыне. |
Глагол в форме инфинитива в безличном предложении. |
Мне не забыть о былом, об ушедшем |
- Постановка домашнего задания. Самостоятельно придумать примеры разных способов выражения простого глагольного сказуемого / или упр. . (По учебнику на усмотрение учителя)
- Закрепление изученного
Упр. (По учебнику на усмотрение учителя)
- Итоги урока.
Урок в 8 классе "Простое глагольное сказуемое"
Задачи:
Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска (проектор, компьютер), презентация, включающая визуальный ассоциативный ряд по проблеме выбора, тексты современной притчи, разрезанные предложения для работы в парах, бабочки-подарки. Ход урока 1. Орг. момент (выбор настроения среди множества – выбрали хорошее) 2. Проверка домашнего задания (активизация знаний) - Проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы говорили о…? - Совершенно верно, о главных членах предложения и о том, чем они могут быть выражены. - Предлагаю проверить ваши знания по теме с помощью упражнения «Истинно или ложно». Если вы согласны с утверждением, поднимаете правую руку, если нет – левую. (упражнение)
Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу (Р.Эмерсон) сказуемое будете. - У нас возникли разногласия на последнем вопросе. К нему мы вернемся позже. А как вы понимаете смысл данного высказывания? 3. Объявление темы, постановка целей и задач - Простое глагольное сказуемое: Что узнаем? Чему будем учиться? (определение, находить, способы выражения) - Итак, говорить мы сегодня будем о простом глагольном сказуемом. А учиться находить его мы будем на примере текстов, посвященных очень важной проблеме. Давайте попробуем догадаться, какой именно. Посмотрим для этого визуальный ряд. (слайды с изображением перекрестка) Выбор. Как часто приходится его делать? Примеры жизненных ситуаций. Актуален ли разговор? Название нашей беседы о выборе: Все в твоих руках. Эпиграф: Даже если мир превратится в прах, - к этому мы еще вернемся. 4. Объяснение нового материала - Актуализация знаний, самостоятельно определяют понятие. - Проблемный? – Всегда ли простое глагольное сказуемое выражено одним словом? - Предложение
Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу (Р.Эмерсон) сказуемое будете. Анализ сказуемого. (Составное будущее время) Рассмотрим еще случай, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Закрепление (умение находить простое глагольное сказуемое) Работа с текстом притчи Притча о братьях Найдите предложения с простым глагольным сказуемым. Выпишите грамматические основы. (1) Жили два брата. (2) Один брат вышел в люди, достиг известности своими благими делами. (3) Другой брат был убийцей. (4) Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос: (5) — Как получилось, что вы стали преступником? (6) — У меня было тяжёлое детство. (7) Мой отец пил, избивал мою мать и меня. (8) Кем же ещё я мог стать? (9) В это время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил: (10)— Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого? (11) — У меня было тяжёлое детство. (12) Мой отец пил, избивал мою мать и меня. (13) Я смотрел и думал: «Никогда не буду этого делать». (14) Прошло время, я добился успеха. (15) Кем же ещё я мог стать? (текст на доске и на партах) Чтение (предварительное самостоятельно), чтение вслух. Обсуждение содержания: - Почему братья такие разные, хотя росли в одинаковой обстановке? - Какую мораль содержит притча? - Задание: 1 вариант в 1-4 предложениях найти основу предложений, где сказуемое простое глагольное, выписать ее, определить, чем выражено сказуемое. 2 вариант – 12-14 предл. Обсуждение. Наклонения глаголов. Фразеологический оборот. Ответим еще раз на вопрос: Всегда ли простое глагольное сказуемое выражено одним словом? 5. Закрепление. Работа с высказываниями. Выберите понравившееся высказывание, обоснуйте свой выбор. Подчеркните основу, укажите способ выражения сказуемого (часть речи, наклонение для глагола).
6. Сделать выбор: одно высказывание, доказать, почему оно. Способ выражения сказуемого. Обсуждение. 7. Итог по теме ПГС Слайд с задачами. Что выполнили? Что узнали? 8. Итог разговора о выборе Хорошо, но наш разговор о выборе еще не закончен. Завершим его восточной притчей. Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках. Складывать ее мы будем сами с соседом по парте, проявляя терпимость друг к другу. Вам нужно сложить и выбрать, кто будет читать. Чтение по предложению. Затем весь текст на доске. Обсуждение. Бабочка-символ чего? Мораль притчи? Глядя на картинки, попробуйте продолжить предложение: ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ, И ЗНАЧИТ…(ты можешь свернуть горы, ты за все несешь ответственность, ты можешь изменять этот мир для себя. … главное вовремя это осознать и сделать правильный выбор!) 9. Выставление оценок10. Домашнее задание (по выбору)Теория о ПГС, Эссе «Всё в твоих руках»Подарок – бабочки – напоминание об ответственности, о том, что в любую минуту можно сжать ладони или раскрыть. |
Подлежащее |
Сказуемое |
Примеры |
МАЛО, МНОГО, БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО+ СУЩ. в Р.п. |
Сказуемое-глагол в ЕД.Ч.(если –неодушевленный предмет,отвлеченное понятие) |
Большинство голосов звучало в але.
|
|
Сказуемое-глагол во МН.Ч.(если –название живого существа) |
Большинство ребят отвечали на уроке. |
ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ и т.д.+СУЩ. в Р.п. |
1.Чаще во мн.ч. |
Четыре человека вошли в кабинет. |
|
2.БЫЛО-ед.ч. |
У него было пять дочерей. |
|
3.Если глагол обозначает наличие,присутствие,то ЕД.Ч. |
Пятьдесят учащихся зарегестрировалось. |
ДВОЕ,ТРОЕ,ЧЕТВЕРО,ПЯТЕРО
|
Сказуемое во МН.Ч. |
Пятеро котят играли во дворе. |
ОКОЛО,ВСЕГО,ТОЛЬКО,ЛИШЬ перед подлежащими,выраженными ЧИСЛИТ.+СУЩ. в Р.п. |
Сказуемое в ЕД.Ч. |
Около восьми учеников получило четверки. |
Подлежащее |
Сказуемое |
Примеры |
МАЛО, МНОГО, БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО+ СУЩ. в Р.п. |
Сказуемое-глагол в ЕД.Ч.(если –неодушевленный предмет,отвлеченное понятие) |
Большинство голосов звучало в але.
|
|
Сказуемое-глагол во МН.Ч.(если –название живого существа) |
Большинство ребят отвечали на уроке. |
ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ и т.д.+СУЩ. в Р.п. |
1.Чаще во мн.ч. |
Четыре человека вошли в кабинет. |
|
2.БЫЛО-ед.ч. |
У него было пять дочерей. |
|
3.Если глагол обозначает наличие,присутствие,то ЕД.Ч. |
Пятьдесят учащихся зарегестрировалось. |
ДВОЕ,ТРОЕ,ЧЕТВЕРО,ПЯТЕРО
|
Сказуемое во МН.Ч. |
Пятеро котят играли во дворе. |
ОКОЛО,ВСЕГО,ТОЛЬКО,ЛИШЬ перед подлежащими,выраженными ЧИСЛИТ.+СУЩ. в Р.п. |
Сказуемое в ЕД.Ч. |
Около восьми учеников получило четверки. |
Подлежащее |
Сказуемое |
Примеры |
МАЛО, МНОГО, БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО+ СУЩ. в Р.п. |
Сказуемое-глагол в ЕД.Ч.(если –неодушевленный предмет,отвлеченное понятие) |
Большинство голосов звучало в але.
|
|
Сказуемое-глагол во МН.Ч.(если –название живого существа) |
Большинство ребят отвечали на уроке. |
ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ и т.д.+СУЩ. в Р.п. |
1.Чаще во мн.ч. |
Четыре человека вошли в кабинет. |
|
2.БЫЛО-ед.ч. |
У него было пять дочерей. |
|
3.Если глагол обозначает наличие,присутствие,то ЕД.Ч. |
Пятьдесят учащихся зарегестрировалось. |
ДВОЕ,ТРОЕ,ЧЕТВЕРО,ПЯТЕРО
|
Сказуемое во МН.Ч. |
Пятеро котят играли во дворе. |
ОКОЛО,ВСЕГО,ТОЛЬКО,ЛИШЬ перед подлежащими,выраженными ЧИСЛИТ.+СУЩ. в Р.п. |
Сказуемое в ЕД.Ч. |
Около восьми учеников получило четверки. |
Подлежащее |
Сказуемое |
Примеры |
МАЛО, МНОГО, БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО+ СУЩ. в Р.п. |
Сказуемое-глагол в ЕД.Ч.(если –неодушевленный предмет,отвлеченное понятие) |
Большинство голосов звучало в але.
|
|
Сказуемое-глагол во МН.Ч.(если –название живого существа) |
Большинство ребят отвечали на уроке. |
ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ и т.д.+СУЩ. в Р.п. |
1.Чаще во мн.ч. |
Четыре человека вошли в кабинет. |
|
2.БЫЛО-ед.ч. |
У него было пять дочерей. |
|
3.Если глагол обозначает наличие,присутствие,то ЕД.Ч. |
Пятьдесят учащихся зарегистрировалось. |
ДВОЕ,ТРОЕ,ЧЕТВЕРО,ПЯТЕРО
|
Сказуемое во МН.Ч. |
Пятеро котят играли во дворе. |
ОКОЛО,ВСЕГО,ТОЛЬКО,ЛИШЬ перед подлежащими,выраженными ЧИСЛИТ.+СУЩ. в Р.п. |
Сказуемое в ЕД.Ч. |
Около восьми учеников получило четверки. |