Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение".
Цель:
Знать:
Понятие об обособлении, роли обособленных членов в предложении;
Значение термина “обособление”;
Деление обособленных членов на группы.
Уметь:
Интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;
Различать основные признаки обособленных членов предложения.
Увидеть:
Значимость обособления для повышения грамотности и культуры речи.
Систематизировать:
Имеющиеся знания о постановке знаков препинания при причастных оборотах.
Развивать:
Взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом уровне.
На доске плакат: “Да святится имя Твое…”
Эпиграф:
Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери…
М.Горький
ХОД УРОКА.
- Организационный момент: Приветствие, организация внимания.
Спасибо, дорогие, как мы рады,
Что все вы здесь сегодня собрались.
Что вы у нас – то для нас награда, -
Без вас была б скучней, серее жизнь.
Вы – милые, прекраснейшие люди.
От вас исходят чуткость и тепло.
Спасибо, что вы есть. Так пусть же будет
Сегодня в классе ясно и светло.
II. Повторение.
Запись в тетрадь одной из “мудрых мыслей”.
Уважать женщин – это долг, которому всякий человек, считающий себя честным, должен повиноваться от рождения.
Лопе де Вега (испанский драматург, живший в 16-17вв. )
- Какая синтаксическая конструкция использована: простая или сложная? ( Сложное предложение, состоящее из 2 ПП, СПП)
- Какие темы вспомнили, работая над пунктуацией? ( - между подл. и сказ.; , между частями СП; , при причастном обороте )
- Проверьте правильность постановки знаков препинания. (Слайд 3)
III. Постановка цели .
Учитель: Это предложение нужно было нам не только для того, чтобы проверить ваши знания по пунктуации, но и для того, чтобы открыть новую тему - “Обособление”. Она - самая трудная в пунктуации, и нам придется приложить много усилий, настойчивости, трудолюбия, чтобы усвоить ее.
Приближается самый светлый праздник в году – Международный женский день 8 Марта. Праздник женщин, праздник всех мам. Поэтому наш урок будет объединен таким названием: “Да святится имя Твое…”(Слайд 4)
И не случайно, потому что все трудности в жизни помогает вам преодолевать самый дорогой человек – ваша мама.
(Слайд 5) Новую тему начнем с прекрасных слов М. Горького. (Читается и записывается эпиграф).
IV. Мотивация.
Учитель: Мать…Мама… А каково значение слова «Мать»? Давайте попробуем определить его значение по «Толковому словарю».(Работа по словарю со значением слова «Мать»)
Учебная задача: раскрытие лексического значения слова.
1 ученик.
В “Толковом словаре” С.И.Ожегова читаю:
Мать – это женщина по отношению к своим детям. Родная мать. Многодетная мать. Мать семейства.
Учитель: Есть у этого слова и другие значения. Загляните, пожалуйста, в этот справочник и познакомьтесь с ними. А я сейчас хочу сказать о другом.
Судьба подарила каждому из нас прекрасную мать. Она – единственный человек на свете, который может пожалеть, утешить, понять, простить, помочь.
А мы, уходя в школу, забываем ее даже поцеловать. Торопимся, как всегда, к друзьям, на дискотеку. Маме же отдаем лишь считанные минуты, и нам всегда не хватает добрых слов, которые ждет она. Издержки прогресса, несомненно, сказываются на нас. Но все ли мы сами сделали, много ли приложили усилий, чтобы достичь желаемой гармонии.
О маме, о нашем отношении к ней мы будем говорить сегодня на уроке. А что же значит для наших мам быть матерью? Давайте спросим у них самих.(Слово мамам).
Хорошо сказала об этом поэтесса Людмила Татьяничева в своем стихотворении: (Слайд 6)
2 ученик читает:
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней все – и радость, и терпенье,
И те, шальные, соловьи…
За это чистое горенье
Спасибо вам, сыны мои!
Стихи раздаются каждому ученику.
Учитель: Прочитайте еще раз стихотворение, определите главную мысль его. (Сила материнской любви). Мотивируйте знаки препинания в 3 предложении (Любовь, мной отданная детям, Сильнее делает меня.).
Вывод учителя: Все знаки мотивированы, а значит, вы непроизвольно включились в усвоение новой темы.
Но чтобы лучше понять ее, поработаем со справочниками, учебником, проявим самостоятельность, наблюдательность, творчество.
V. Словарная работа.
Учитель: Заглянем опять в словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:
Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.
Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.
ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.
(Запись понятия в словари-справочники).
Учитель: Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.
(Выслушиваются ответы учащихся).
VI. Работа с учебником.
Учитель: Прочитайте, что такое обособление в учебнике & 29.
Презентация групп и групповая работа. (4 групп по 3 ученика). Ребятам заранее было дано задание: составить мини-проекты по теоретическому материалу & 29. (в виде схемы или таблицы – по выбору)
1 группа Блок материала: понятие об обособлении и делении обособленных членов предложения на группы.
2 группа Блок материала: основные признаки обособленных второстепенных членов со значением добавочного сообщения.
3 группа Блок материала: графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами. Привести примеры.
Защита проектов. (Слайды 7-9)
Учитель: Обратим еще раз внимание на то, что интонация играет важную роль при обособлении членов предложения.
А теперь давайте подробнее остановимся на случаях обособления и необособления согласованных определений:
(Слайд 10 )
VII. Тренировочные упражнения.
1. Учитель:
Учебная задача: Составить по 1 предложению с обособленным определением, включив слова о матери, по каждой схеме. (Схемы для групп на карточках).
2. Учитель:
Найдите обособление данного рода в высказываниях о матери. Вставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Выпишите в тетрадях определяемое слово и обособленное определение. (Слайд 11)
(Индивидуальная работа)
3. Учитель: Перед вами притча. (Слайд 12)
- К какому стилю относится данный текст?
- Найдите предложения с обособленными членами.
- Какую роль выполняют в тексте обособленные члены предложения?
ВЫВОД: Обособленные члены предложения свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе, что помогает писателю, поэту в экономной форме подробно живописать предмет.
VIII. Систематизация изученного на уроке.
- Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Назовите случаи обособления определений.
- В каких случаях определение не обособляется?
Учитель: Сегодняшние примеры были подобраны тематически. Все они – о любви к матери, о бесценном даре – наших мамах! Берегите своих матерей, умейте ценить их заботу о вас, дарите им свое тепло! И пусть никогда над вами не гаснет свет материнской любви (Чтение учителем притчи «Свет материнской любви»)
IX. Выставление мотивированных оценок.
X. Домашнее задание.
(См. задание на слайде 1
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней все – и радость, и терпенье,
И те, шальные, соловьи…
За это чистое горенье
Спасибо вам, сыны мои!
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней все – и радость, и терпенье,
И те, шальные, соловьи…
За это чистое горенье
Спасибо вам, сыны мои!
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней все – и радость, и терпенье,
И те, шальные, соловьи…
За это чистое горенье
Спасибо вам, сыны мои!
Самоанализ урока
1. Какое место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, в чём его специфика? |
Данный урок относится к теме «Обособленные члены предложения. Обособление определений», на которую отведено 18 часов. В 7 классе учащиеся изучали согласованные определения, выраженные причастными оборотами в начале 8 класса в разделе «Второстепенные члены предложения» изучались согласованные и несогласованные определения. Данный урок дал возможность закрепить ранее изученный материал и пробудить интерес к изучению нового материала. |
2. Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? |
Выбрана групповая форма проведения урока, что позволило привлечь всех учащихся к работе, при этом развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, отстаивать свою точку зрения. |
3. Какие задачи я решаю или решала на уроке:а)для учителяб) для учащихсяКакие задачи были для меня главными? |
На уроке были поставлены следующие цели:А) для учителя:
Б) для ученика:
Главная задача урока - активизация познавательной деятельности учащихся. |
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? |
Нестандартная (групповая) форма проведения занятий существенно повысила мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса. |
5. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? |
Урок построен на использовании различных методов: наглядные, практические, исследовательские.Выполнение заданий контролировалось учителем с помощью использования мультимедийной доски. |
6. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока? |
При проведении данного урока использована презентация по теме «Обособление определений», что помогло активизировать внимание учащихся.Работа в группах с использованием рабочих листов позволила привлечь всех учащихся к изучению материала урока. Работа с репродукцией картины разнообразила деятельность учащихся.
В конце урока проводилась рефлексия. |
7. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки? |
Постоянная смена заданий в ходе проведения урока по изучению данной темы не позволяли допустить эмоциональные или физические перегрузки учащихся. |
Формирование универсальных учебных действий
на уроке русского языка
Универсальные учебные действия |
Этапы урока |
Личностные: - умение ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, национальность, гражданский патриотизм и др.; - освоение личностного смысла учения; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты; - выполнение норм и требований школьной жизни. |
Общение на уроке с учителем, учащимися. Работа в группах. Работа с репродукцией картины «Деревенская идиллия» самарской художницы Самарской Е.М. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Познавательные: - умение наблюдать; - умение давать определение понятиям; - умение делать выводы и заключения; - умение классифицировать; - умение видеть проблему - умение ставить вопросы; |
Исследовательская деятельность: самостоятельное изучение учебного материала в учебнике и рабочих листах. Объяснение условий обособления. Работа с репродукцией картины. Ответы на вопросы. Запись предложений под диктовку и объяснение обособлений определений и приложений. Обобщение изученной темы. |
Коммуникативные: - общение и взаимодействие с партнёром по совместной деятельности или обмену информацией; - способность действовать с учётом позиции другого; - умение согласовывать свои действия; - организация и планирование учебного сотрудничества - работа в группе; - следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; - речевые действия. |
Работа в группах. Выбор учащимися консультантов в группах. Объяснение друг другу изучаемого материала. Высказывание своих мыслей. Ответы на вопросы учителя, учащихся. |
Регулятивные: - целеполагание, прогнозирование; - развитие регуляции учебной деятельности; - саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
Сообщение темы и цели урока. Создание ситуации успеха. Работа в группе. Работа с оценочными бланками. Рефлексия. |
Тема урока: Обособление определений.
Класс: 8 класс
Цели и задачи урока:
1) Научить обособлять определения в предложениях, правильно ставить знаки препинания при обособлении.
2) Развивать навыки выразительного чтения.
3) Повторить правописание причастий.
4) Развивать навыки работы в группе.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с текстом, учебники, листы оценивания, рабочие листы.
Методические приёмы: повторение, объяснение, работа над интонацией, тренировочные упражнения.
Методы и формы работы: беседа, групповая работа учащихся, самостоятельная работа с учебником, мультимедийная презентация.
Методическая литература: Н.В.Егораева «Поурочные разработки по русскому языку» 8 класс М. «Вако» , 2007г., учебник: «Русский язык 8 класс».
Ход урока:
1) Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я думаю, будет успешной и плодотворной.
2) Сообщение темы и цели урока. Слайд №1
- Тема урока «Обособление определений». Цель работы: к концу урока вы должны научиться находить обособленные определения в тексте и правильно выделять их запятыми.
- Чтобы добиться успехов в изучении новой темы, мы будем работать в группах. В каждой группе вы должны назначить консультанта, который будет координировать работу. Кроме этого, в конце урока вы должны будете оценить работу своих товарищей. Консультант зафиксирует результаты в лист оценивания.
Ф.И. ученика |
оценка |
Иванов П. |
4 |
|
|
|
|
|
|
3) Изучение новой темы.
Повторение ранее изученных понятий.
- Итак, приступаем к работе. Для начала давайте повторим основные понятия.
- Что такое обособление? (Выделение членов предложения интонационно и знаками препинания.)
- Что такое определение? Какими частями речи бывает выражено определение? (Второстепенный член предложения, обозначает признак предмета, выражен прилагательным, причастием и тд.)
- Определения обособляются интонационно и на письме с помощью запятых. А при каких условиях происходит обособление? На этот вопрос вы найдёте ответ в учебнике и в рабочих листах. Задания для работы в группах у вас на столах. Каждая группа должна самостоятельно изучить условие обособления и объяснить его своим товарищам из других групп. Время для работа 3 минуты.
- Группы объясняют условия обособления, приводят примеры. Остальные группы находят у себя аналогичные предложения. После объяснения подводится итог.
- Когда обособляются определения?
Слайд № 2Условия обособления определения
1) Относятся к личному местоимению.
2) Согласованные распространённые определения, стоящие после определяемого слова.
3) Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного.
4) Имеются дополнительные обстоятельственные значения уступки, причины;
отделены от определяемого слова другими членами предложения.
4) Закрепление изученного материала.
1) Работа с репродукцией картины. Устно.
Самарская Елена Михайловна
Деревенская идиллия
Самара, Россия
Самарская Елена Михайловна, 1968г. - родилась в городе Норильске; 1984г. - с отличием закончила художественную школу; 1990г. - Закончила Куйбышевский Архитектурно - Строительный Институт; Профессионально живописью стала заниматься с 1992 года. Является членом Лиги Самарских Свободных Художников. Имеет постоянную экспозицию работ на самарском "Монмартре", а так же часть работ выставляется в художественных салонах города Самары.
- Придумайте предложения с обособленными согласованными определениями.
2) - Записать предложения под диктовку, найти обособленные определения и приложения. Проверка по слайду №3
Увлечённая рассказом, Лиза не замечала, какой бледностью покрылось лицо собеседника. Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро и незаметно. Одетая в лёгкое белое платье, она сама казалась белее и легче. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет тёплый ветер.
5) Итог урока.
- Назовите общие условия обособления определений.
Слайд №4Условия обособления определения
1) После определяемого слова.
2) Относится к личному местоимению.
3) Имеются дополнительные обстоятельственные значения.
6) Самооценка.
Группы подводят итог работы и выставляют оценки.
7) Рефлексия.
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3.помогал другим |
3. не понял |
- Как вы считаете, достигнута ли цель урока?
- Что дал вам этот урок?
- Какие формы работы вам больше всего понравились? или Что вам больше всего понравилось в уроке?
8) Слайд №5 Д/з п. 29 . Найти по 2 предложения на каждое условие обособления определений в текстах художественных произведений, графически объяснить обособление.
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Всем спасибо!
Рабочий лист №1
Обособляются, выделяясь на письме запятыми, любые определения, если они относятся к личному местоимению.
1. Нарисуйте схему этого условия обособления определений.
2. Чем выражены определения? (часть речи)
2. Найдите из данных предложений примеры обособления определений с данным условием.
3. Расставьте запятые в найденных предложениях. Объясните графически обособление определений.
1. Семён Захарыч шагал по строительной площадке степенный сдержанный жмурился от солнца и снега.
2. Ободрённый я вышел на сцену.
3. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стонами и свистом.
4.Босой с запылёнными ногами стоял я у двери на блестящем паркетном полу.
5. На влажной не просохшей ещё после дождика земле виднелись отпечатки чьих-то следов.
6. Крупный дождь успевший прибить пыль на дороге но не успевший навести грязи перестал.
7. Матросы взволнованные серьёзные таинственно шушукались на баке.
8. Свиридов тепло одетый для полёта казался издали толстым и неуклюжим.
9. Оглушённый шумом Петя стоял рядом с отцом и крепко держался за карман его плаща.
10 Увлечённые игрой они не слышали как открылась дверь.
Рабочий лист №2
Обособляются согласованные распространённые определения, стоящие после определяемого существительного.
1. Нарисуйте схему этого условия обособления определений.
2. Чем выражены определения? (часть речи)
2. Найдите из данных предложений примеры обособления определений с данным условием.
3. Расставьте запятые в найденных предложениях. Объясните графически обособление определений.
1. Семён Захарыч шагал по строительной площадке степенный сдержанный жмурился от солнца и снега.
2. Ободрённый я вышел на сцену.
3. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стонами и свистом.
4. Босой с запылёнными ногами стоял я у двери на блестящем паркетном полу.
5. На влажной не просохшей ещё после дождика земле виднелись отпечатки чьих-то следов.
6. Крупный дождь успевший прибить пыль на дороге но не успевший навести грязи перестал.
7. Матросы взволнованные серьёзные таинственно шушукались на баке.
8. Свиридов тепло одетый для полёта казался издали толстым и неуклюжим.
9. Оглушённый шумом Петя стоял рядом с отцом и крепко держался за карман его плаща.
10 Увлечённые игрой они не слышали как открылась дверь.
Рабочий лист №3
Обособляются, выделяясь на письме запятыми, согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного.
1. Нарисуйте схему этого условия обособления определений.
2. Чем выражены определения? (часть речи)
2. Найдите из данных предложений примеры обособления определений с данным условием.
3. Расставьте запятые в найденных предложениях. Объясните графически обособление определений.
1. Семён Захарыч шагал по строительной площадке степенный сдержанный жмурился от солнца и снега.
2. Ободрённый я вышел на сцену.
3. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стонами и свистом.
4. Босой с запылёнными ногами стоял я у двери на блестящем паркетном полу.
5. На влажной не просохшей ещё после дождика земле виднелись отпечатки чьих-то следов.
6. Крупный дождь успевший прибить пыль на дороге но не успевший навести грязи перестал.
7. Матросы взволнованные серьёзные таинственно шушукались на баке.
8. Свиридов тепло одетый для полёта казался издали толстым и неуклюжим.
9. Оглушённый шумом Петя стоял рядом с отцом и крепко держался за карман его плаща.
10 Увлечённые игрой они не слышали как открылась дверь.
Рабочий лист №4
Обособляются, выделяясь на письме запятыми, согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, если: а) имеют добавочное значение причины или уступки;
б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения.
1. Нарисуйте схему этого условия обособления определений.
2. Чем выражены определения? (часть речи)
2. Найдите из данных предложений примеры обособления определений с данным условием.
3. Расставьте запятые в найденных предложениях. Объясните графически обособление определений.
1. Семён Захарыч шагал по строительной площадке степенный сдержанный жмурился от солнца и снега.
2. Ободрённый я вышел на сцену.
3. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стонами и свистом.
4. Босой с запылёнными ногами стоял я у двери на блестящем паркетном полу.
5. На влажной не просохшей ещё после дождика земле виднелись отпечатки чьих-то следов.
6. Крупный дождь успевший прибить пыль на дороге но не успевший навести грязи перестал.
7. Матросы взволнованные серьёзные таинственно шушукались на баке.
8. Свиридов тепло одетый для полёта казался издали толстым и неуклюжим.
9. Оглушённый шумом Петя стоял рядом с отцом и крепко держался за карман его плаща..
10 Увлечённые игрой они не слышали как открылась дверь.