Тема маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Цели:
- проследить развитие темы «маленького человека», затронутой в произведениях А. С. Пушкина;
- отметить языковые средства, при помощи которых Н. В. Гоголь рисует мелкого чиновника;
- составить обобщающую таблицу;
- вызвать у учащихся сочувствие к униженному герою.
Оформление доски:
- Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
- Эпиграф: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». (Ф. М. Достоевский)
- Словарь:
Департамент – в царской России отдел министерства высшего государственного учреждения.
Титулярный советник – чин 9-го класса.
Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
Литота – художественное преуменьшение (разноdидность гиперболы).
Презентация к уроку – Приложение3
ХОД УРОКА
Запись эпиграфа на доске и в тетради: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». (Ф. М.Достоевский)
Слово учителя: Как многие выдающиеся русские писатели, Гоголь обращается к теме«маленького человека», бесправного, безмерно униженного, «забитого», который живет своей замкнутой жизни, в условиях, унижающих человеческое достоинство.
– Вспомните и назовите изученные произведения,в которых звучит тема «маленького человека»
Подготовленный ученик рассказывает анекдот,услышанный Гоголем (Приложение 1,карточка № 1)
– «Все смеялись над анекдотом, – вспоминает Анненков, – исключая Гоголя, который выслушал его и задумчиво опустил голову». Эта история слишком много говорила писателю. Он хорошо знал жизнь униженного и бедного чиновника, который ютился где-нибудь в коморке на окраине столицы,питался впроголодь, спешил по утрам в департамент и сносил бесконечные насмешки сослуживцев. Поэтому вполне возможно, что в этом анекдоте увидел Гоголь сюжет своей повести.
– Расскажите коротко сюжет повести, определите ее тему.
– Обратимся к тексту, но сначала начертите в тетради таблицу, которую будете заполнять в ходе урока.
Герой |
Его качества |
Художественные средства |
– Как звали чиновника? Как он выглядел?
– Какого его социальное положение (где служит, в каком чине)?
– Титулярный советник – чин 9-го класса – значит,были чины и пониже. Например, Самсон Вырин, по словам А. С. Пушкина, «сущий мученик 14-го класса».
Но Гоголь, когда хотел создать тип «забитого»чиновника, обращался обычно к этому чину. Этот чин интересовал автора потому, что это был своего рода предел, до которого тяжкими трудами и муками добирался бедный и незнатный чиновник, отдавая лучшие годы жизни однообразной, бессмысленной канцелярской работе.
Впереди у Акакия Акакиевича нет никакого просвета, поэтому Гоголь называет его не просто титулярным советником… А как? (Вечным титулярным советником.)
– Как же относятся к нему окружающие?
– А как реагирует на насмешки Акакий Акакиевич?
– Но нашелся один молодой чиновник, который переменился к насмешникам после того, как увидел сцену унижения Акакия Акакиевича?
Рассказ подготовленного ученика (Приложение1, карточка №1)
– Как вы думаете, почему именно молодойчиновник, а не старый пожалел героя?
Видимо, Гоголь рассчитывал на молодость, на то,что душа его еще не очерствела, не тронулась цинизмом. Гоголь вообще рассчитывает на «юность»в человеке, на детские – добрые – начала души.Ведь Акакий Акакиевич тоже напоминает ребенка.
– Кто еще по-доброму отнесся к Башмачкину?
Рассказ подготовленного ученика про«одного директора» (Приложение 1, карточка № 1)
Здесь звучит грустная ирония: «Акакий Акакиевич превратился в автомат».
– Чем живет чиновник? О чем его мысли?
Он представляет собой последнюю степень забитости и угнетения, которые наложили отпечаток не только на внутренний мир Башмачкина, но и на его внешний вид.
– Что же еще служило предметом насмешек над героем?
– Какое решение принимает Башмачкин рассмотрев свою шинель? (Починить в очередной раз.)
Прочитаем в лицах диалог портного и Акакия Акакиевича, представим их обоих во время диалога и нарисуем устный портрет каждого.
– Какого же было состояние героя после«приговора» Петровича? (Ошеломлен,разговаривает сам с собой.)
Итак, автор подвел героя к мысли: приобретение шинели обязательно. Но где взять деньги?
Часть денег у Акакия Акакиевича была. Расскажите,откуда она взялась.
– Далее, подробно рассказывая о том, как собиралась вторая часть, Гоголь дает нам понять,чего стоила Башмачкину эта обновка.
Шинель для героя – не просто предмет гардероба, а нечто живое: жена, подруга, существо, которое греет его не только в прямом, но и в переносном смысле. Она не обижает его, и чиновник отдает ей всю свою любовь, как раньше отдавал переписыванию.
– И вот, когда шинель готова, когда она на плечах Башмачкина, на устах его даже появилась усмешка.Он смотрит на мир другими глазами. Меняется настроение, даже на улице пробыл долго, чего раньше не было.
Но для радости героя Гоголь отпускает всего лишь миг…
– Зачем автор так подробно описывает жизнь Башмачкина до приобретения шинели, сбор денег на покупку ткани и меха, пошив шинели. (Чтобы мы почувствовали цену потери.)
– Опишите сцену ограбления Башмачкина. О чем она говорит? (Показывает полное одиночество человека в огромном городе.)
– Вспомните, к кому пытается обратится за помощью наш герой, и как ведут себя с ним эти люди.
Дух жестокости и равнодушия царит среди людей.
– Но повесть на этом не завершается, она, по словам Гоголя «принимает фантастическое окончание»: Акакий Акакиевич из низенького и лысого превращается в привидение «высокого ростус преогромными усами, у которого кулак такой,какого и у живых не найдешь».
– Как видите, из анекдота Гоголь сделал ужасную трагедию. Как вы думаете, какая из потерь – ружье или шинель – более трагична?
– Повесть эта очень близка к повести А. С. Пушкина«Станционный смотритель». Пушкин также поставил цель раскрыть подлинную трагедии «маленького человека», показать равнодушие к нему окружающих. Но Гоголь вносит в произведение очень существенную черту: если Самсон Вырин на советы приятелей жаловаться только махнул рукой и решил отступиться, видимо понимая, что жалобы ни к чему не приведут. То Гоголь проводит своего героя через мытарства, бюрократическую волокиту и воочию показывает то, на то только намекнул Пушкин. Социальные мотивы звучат у Гоголя сильнее, чем у Пушкина.
– Какие же проблемы поставил Гоголь в повести«Шинель»? (Проблемы «маленького человека»,одиночества человека в большом городе; зло должно быть наказано).
Вывод: Гоголь хотел сказать: так жить нельзя надо себя отстаивать, сопротивляться.
В конце урока в тетрадях учеников должна получиться таблица (Приложение2).
Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них — это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем крепостнического государства.
Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина — маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: ‘«низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель — собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».
Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»».
Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».
Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.