Воскресенье, 17.11.2024, 07:31
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Урок литературы в 6 классе "Владимир Дубровский в доме Троекурова"

Задачи: обогатить представления учащихся о сюжете и композиции (построении) литературного произведения; закрепить навыки составления плана и подбора цитат к письменному ответу на вопрос о литературном персонаже.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов; беседа по вопросам учебника; выбор названий к главам романа; письменный ответ на вопрос учебника о литературном персонаже.
Термины: сюжет, композиция, эпизод, портрет.

Этапы урока:

     

I. Вступительное слово учителя о задачах урока, посвященного новому этапу в жизни главного героя романа «Дубровский», ставшего «благородным разбойником».
      

II. Проверка техники и выразительности чтения, чтение глав VIII и IX учащимися. Главу IX заранее подготовленные шестиклассники могут прочитать по ролям, стремясь передать при чтении интонации, характерные для повествователя, Троекурова, Антона Пафнутьича, Анны Савишны и исправника (индивидуальное задание 5 учебника). Анализ того, как была «исполнена» роль Троекурова, даст материал для дополнительных выводов, связанных с выразительным чтением произведения как способом его интерпретации (в данном случае речь идет о представлении своего понимания характера литературного героя).
      

III. Беседа по вопросам учебника, направленная на углубление понимания прочитанного, рассмотрения особенностей сюжета и композиции романа. Работу с текстом направят вопросы и задания 11—15 учебника, а также дополнительные вопросы и задания, в том числе и рассчитанные на проверку знания текста:
      1. Вспомните историю превращения Дубровского в Дефоржа. Был ли настоящий Дефорж учителем? К какому роду деятельности он готовился? Почему решил стать учителем?
      2. Найдите в тексте объяснение тому, что Дубровский не поджег имение своего врага. Почему он не совершил этот «первый... кровавый подвиг»?
    3. Как характеризует состояние Троекурова после исчезновения Дефоржа (глава XII) песня «Гром победы раздавайся»? Вспомните, когда впервые в романе упоминается об этой песне? В какой главе Троекуров снова начинает «сердито насвистывать» ее (индивидуальное задание 6 учебника)?
     

IV. Чтение фрагментов романа (начало главы XIII), готовящее к анализу финала произведения о «благородном разбойнике».
      Внимание учащихся обращается, в частности, на отдельные высказывания князя Верейского о «славном разбойнике» и «романтическом герое», которые не понравились Троекурову, как не понравился и вопрос о «погорелом строении», бывшей усадьбе Дубровских. Здесь же можно вспомнить о жене смотрителя, ругавшей мужа, который не дал ей «хоть взглянуть» на Дубровского. Симпатии и сочувствие многих персонажей романа явно на стороне молодого героя. Разговор на заключительном уроке по роману будет направлен на выявление авторской позиции и отношения читателей к главному герою, который в главе XV говорит Маше, «горько вздохнув», о своей «бедной... участи».

      V. Домашнее задание:

1) прочитать главы XIII—XIX романа А. С. Пушкина «Дубровский»;

2) ответить на вопросы 17—20 учебника. Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 7 учебника.