Воскресенье, 17.11.2024, 07:24
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Пояснительная записка

Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся  в  столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.

Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

 В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

-       снижение интереса к чтению;

-       ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

-       низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена такими недостатками образовательных программ, как:

-       несоответствие многих используемых приемов и методик обучения чтению современным требованиям работы с письменной информацией; невнимание к разработке и использованию новых стратегий и технологий чтения в соотнесении с его целями;

-       низкий уровень обучения чтению и работе с письменными источниками информации на всех ступенях системы образования».

Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно,  сказывается на результатах школьного обучения.

Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость…

Сегодня большинство детей и подростков с существенным запозданием приобщаются к фундаментальным ресурсам письменной культуры и недостаточно эффективно используют их в приватной жизни и в процессе получения образования.

Значительно возрос и практически стал превалирующим тип поверхностного чтения, который характеризуется слабой интенсивностью, отсутствием личностных побуждений к работе с текстами, ненаправленностью восприятия их содержания, слабой выраженностью обращения к ним после прочтения. В этих условиях их культурное содержание остается неосвоенным, а разрыв между пластами фондовой письменной и оперативной устной культуры увеличивается…

Согласно результатам исследований для российских школьников характерен низкий уровень таких навыков, как упорядочение собственных познавательных процессов, определение их направленности и выбор соответствующих письменных источников, работа с ними.

Как правило, выпускники средних общеобразовательных учреждений плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.

В обществе доминирует ориентация на «легкое» чтение, и школьные программы оказываются содержательнее, чем познания взрослых. Соответственно, семья, как правило, не может обеспечить младшим поколениям базу для приобщения к книжной культуре, нужный уровень читательской компетентности. И в их обыденной внешкольной жизни отсутствуют стимулы приобщения к серьезному чтению. Не выполняет стимулирующих функций и современная школа.

В современной школе наблюдается кричащее противоречие: между высокими требованиями к продукту образовательной деятельности, который должен обладать функциональной грамотностью, и старой методологией обучения, отсутствием системного подхода в обучении чтению.

Данные различных исследований свидетельствуют о снижении читательской активности и уровня читательской компетентности. Среди основных причин сложившейся ситуации в отечественном образовании выделяют:

  • слабую освоенность современного информационного поля: не сложились отчетливые принципы отбора, оценки качества нужной печатной продукции, ее адекватного использования в профессиональной деятельности и обыденной жизни;
  • плохую организацию образования, связанного с языком, письменными текстами, информационными потоками;
  • дефицит современного методического обеспечения системы образования в области чтения;
  • неподготовленность преподавательских кадров, их неспособность обеспечить учащимся необходимый уровень читательской компетентности;
  • слабость социокультурных стимулов к чтению.

Школа как социальный институт имеет возможности оказать колоссальное влияние на решение проблемы чтения, так как чтение является одним из главных общеучебных навыков.

Ведущая роль в обеспечении социально необходимого уровня читательской компетентности принадлежит образовательным учреждениям. В школах учащиеся приобретают базовые навыки чтения, владения родным языком (курсы языка и литературы), специализированными кодами письменной культуры (курсы, относящиеся к специальным предметным областям, предусмотренным образовательными стандартами).

Из перечисленных выше причин снижения читательской активности и уровня читательской компетентности вытекают основные задачи и цели, стоящие перед образовательным учреждением, а также сложившаяся ситуация с грамотностью чтения заставляет рассматривать и решать эту проблему комплексно и поэтапно.

Комплексному решению проблемы, на наш взгляд, может способствовать введение единого режима работы школы с тестовой информацией.

1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Обозначим основные этапы введения единого режима работы школы с тестовой информацией.

 

  1. Этап актуализации проблемы и целеполагания, который  предполагает:

- знакомство с проблемой, её изучение, осознание необходимости введения единого режима работы школы с текстовой информацией;

- оценку состояния проблемы в данном образовательном учреждении, для чего необходимо проведение первичного мониторинга-диагностики навыков осмысленного чтения;

- проблемный анализ результатов независимого оценивания учебных достижений школьников;

- оценку возможностей образовательного учреждения, включающую, прежде всего, оценку имеющихся ресурсов: фонд школьной библиотеки, техническая оснащенность, методическая оснащенность, кадровые ресурсы и т.д.;

- мониторинг читательских интересов школьников и посещаемости школьной библиотеки, а также анализ социальных факторов, влияющих на интерес и качество чтения;

- формулирование цели и создание модели идеального читателя-школьника.

 

  1. Этап обучения педагогических кадров.

Одной из важных проблем, без решения которой  ситуация с грамотностью чтения вряд ли может измениться, является кадровая проблема, которая складывается из нескольких моментов: низкий уровень читательской компетентности самих преподавателей, неумение мотивировать учащихся на чтение, отсутствие квалифицированных школьных библиотекарей. Исходя из перечисленных проблем, можно выделить приоритетные направления деятельности по переподготовке и подготовке кадров:

- повышение уровня читательской компетентности педагогов и библиотекарей ОУ, переподготовка по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех учебных дисциплин;

- обучение педагогов новой специальности «учитель-методолог чтения» и введение этой категории в образовательную систему школы;

- организация в средних школах образовательных курсов и консультаций для родителей, с тем чтобы они могли помогать детям в повышении уровня общей читательской компетентности и с чтением при подготовке домашних заданий.

 

  1. Этап выработки стратегии, плана действий и технологий обучения чтению.

Необходимо помнить, что выбор стратегии и технологии обучения чтению зависит от поставленных целей. Так как главной целью обучения чтению на современном этапе является адаптация людей в современных информационных условиях, умение работать с различными видами текстовой информацией и использовать чтение для самообразования и  саморазвития, то при выборе технологии работы с текстовой информацией и при планировании деятельности ОУ в этом направлении важно придерживаться следующих общих методологических принципов:

- принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;

- принцип межпредметной интеграции;

- принцип диалогичности при работе с текстом;

- принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода);

- принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами, которая может достигаться «при следующих условиях:

– имеются программы, где четко определены цели и задачи объединения технических и культурно-семантических навыков применительно к необходимости адаптации в сложном и динамичном информационном пространстве переходного общества; установлена последовательность обучающих операций, обеспечивающих приобретение учащимися социально необходимого уровня читательской компетентности,

– существуют средства реализации таких учебных программ (учебно-методические, технические, профессионально-квалификационные),

– установлены требования к результатам обучения (знания, навыки, необходимые для работы с письменными текстами), соответствующие каждому из его этапов;

– есть инструменты измерения уровня читательской компетентности (тесты, контрольные задания, рейтинговые шкалы оценок); 

- принцип непрерывности обучения чтению, который дает возможность использования всех компонентов системы образования;      

- принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей.

Кроме того, необходимо  выделить еще два принципа:

1.Вписанность в общекультурную компетентность. Подразумевается акцентирование связи между квалифицированными чтением и работой с письменными текстами, с одной стороны, и расширением кругозора, освоенного культурного пространства – с другой. Речь идет об умении ориентироваться в различных системах мировоззрения, ценностей, социокультурных практик, нашедших отражение в письменных текстах; о навыках перевода в вербальную и письменную форму других языков культуры и личностных переживаний.

2.Оптимальное соотношение технологического и культурно-символического аспектов обучения. В рамках образовательных программ важно уделять особое внимание и различению, и сочетанию:

– структурных и культурно-содержательных аспектов письменных текстов различных типов;

– технологий поиска информации и ее качественных характеристик;

– репрезентации информации (в текстах, таблицах, графиках) и способов прочтения, интерпретации, понимания их культурной семантики;

– технических приемов работы с письменными текстами и культурной значимости ее конечного результата.

Также отметим важность в ходе чтения обучать учащихся самоконтролю и саморегуляции, без этого не происходит формирования самостоятельности мышления.

Учитывая то, что чтение является одним из видов речемыслительной деятельности, обязательным элементом работы с текстовой информацией должна быть работа по созданию вторичных текстов (рефератов, эссе, конспектов, тезисных планов, обзоров и т.д.).

 

  1. Этап реализации единого режима работы школы с текстовой информацией.

Реализация единого режима работы школы с текстовой информацией должна проходить на разных уровнях:

учебная деятельность (стратегиальный подход к чтению, работа с текстовой информацией на уроках всех предметов, урок «Учись учиться», обучающий приемам чтения);

внеклассная деятельность (уроки поддерживающего чтения, создание уголков чтения в классных кабинетах, создание книжных выставок и полок книг-лидеров чтения, проведение общешкольной Недели Чтения, организация работы литературных гостиных, литературное чтение на иностранных языках, организация театральных кружков и студий, совместная работа со школьной библиотекой, создание школьного пресс-центра или школьной газеты, издание школьных литературных альманахов и т.п.);

внешкольная деятельность (организация совместной работы с другими культурно-воспитательными институтами: районной, городской, областной библиотеками, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, писательскими организациями и читательскими ассоциациями участие в межрегиональных и общероссийских проектах, посвященных повышению читательской активности и читательской компетентности, создание читательских сообществ и ассоциаций среди родительской общественности и т.д.).

Высоким уровнем деятельности образовательного учреждения по введению единого режима работы школы с текстовой информацией можно считать построение в школе единой читательской среды, субъектами которой будут не только учащиеся, но учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьные библиотекари и родители. Низкий уровень семейного чтения – один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения – серьезный и важный этап работы школы. Важно также помнить, что задача образовательного учреждения в данном направлении не должна ограничиваться только учебным процессом и развитием умений и навыков ученика читать только учебную и научно-популярную литературу. Формирование идеального читателя, способного ориентироваться в потоке разноречивой информации и использовать ее для своего дальнейшего культурно-интеллектуального и профессионального продвижения и самоусовершенствования, свободно адаптироваться к часто меняющемуся информационному пространству,  – наиважнейшая цель образовательного учреждения. Достичь этой цели невозможно, ограничившись рамками только учебной деятельности.

Для достижения этой цели, в первую очередь, необходимо научить школьников работать с учебной литературой, которая, как правило, содержит тексты научного, научно-популярного стиля, для чего необходимы следующие действия:

  • коррекция учебных планов с учетом введения единого режима работы учреждения с текстовой информацией;
  • создание банка дидактических материалов по предметным областям;
  • создание (выбор) инструментария для проведения контрольных и диагностических процедур, помогающих отследить результаты деятельности школы по данному направлению.

В современном информационном пространстве такая организация предполагает:

включенность в учебные планы образовательных учреждений всех типов, а в их рамках – в контекст всех учебных дисциплин разделов, связанных с приобретением социально необходимого уровня читательской компетентности, ориентированных на формирование у учащихся знаний и навыков работы с письменными текстами, соответствующими «языкам» различных областей знания, различным стилям и жанрам письменной продукции. Программы этих разделов следует согласовать таким образом, чтобы они в рамках каждой учебной дисциплины дополняли друг друга, позволяя учащимся как овладевать различными «языками» культуры, так и осуществлять переводы с одного языка на другой;

обеспеченность соответствующих программ инструментарием обучения: программным (тематические планы, учебные программы), теоретическим (учебные и справочные пособия, словари, энциклопедии), практическим (сборники упражнений, практических заданий, практикумов, тренингов, обучающих игр и т.п.), методическим (методические рекомендации по построению уроков, практических занятий, домашних заданий, контрольных работ, зачетов, экзаменов); средствами диагностики и контроля над динамикой читательской компетентности – общей и соответствующей отдельным учебным дисциплинам (тесты, контрольные задания; качественные и количественные критерии оценки их выполнения). Учебные материалы такого рода должны содержать ответы на вопросы, что нужно делать, для чего и почему, как следует осуществлять необходимые процедуры, применительно к текстам, соответствующим каждой учебной дисциплине, каждому культурному стилю и жанру.

Также для повышения уровня читательской компетентности предлагается:

- обучение чтению в системе дошкольного и школьного образования на дифференциальной основе;

- совершенствование навыков чтения и работы с письменными документами различных категорий специалистов, осуществляющих такое обучение;

- обучение приемам квалифицированного чтения людей, относящихся к проблемным социальным группам;

- консультирование родителей относительно помощи детям в работе с письменными источниками разных видов (учебная, научно-популярная, научная, художественная, справочная литература, в особенности словари и энциклопедии);

- разработка и использование методик диагностики и критериев оценки уровня читательской компетентности;

- инвентаризация и классификация представленных в письменной форме информационных ресурсов, необходимых в системе образования:

( на разных ступенях обучения; для каждой учебной дисциплины; в качестве обязательных, дополнительных) ;

- разработка способов взаимодополнительного использования печатной и компьютерной продукции;

- разработка методов дистанционного обучения работе с письменными документами.

Реализация этих мер возможна лишь при эффективном функционировании институциональных структур, ответственных за формирование социально необходимого уровня читательской компетентности. К этим структурам относятся:

  • педагогические вузы, их системы дополнительного образования и повышения квалификации;
  • общеобразовательные и детские учреждения;
  • библиотеки и информационные центры.

В их рамках для достижения социально необходимого уровня читательской компетентности можно использовать:

  • учебные программы в образовательных учреждениях;
  • обучающие семинары и тренинги на базе вузов, библиотек, информационных центров;
  • научно-практические конференции;
  • презентации научной, учебной, научно-популярной, художественной литературы;
  • конкурсы читателей и фестивали книги;
  • дистанционные формы обучения чтению и работе с письменными текстами.

Формы работы по организации единого читательского пространства, построенного на интеграции деятельности различных образовательных и культурно-воспитательных институтов, могут быть различными.

В качестве наиболее привлекательного вида деятельности подобной интеграции является проектная деятельность, так как именно в ней имеется возможность реализовать деятельностный и дифференцированный подходы. В качестве примеров таких проектов можно назвать проекты.

 

5. Этап рефлексии и подведения итогов введения единого режима работы школы с текстовой информацией

В любой деятельности  важен этап рефлексии, когда можно подвести итоги сделанному и определить результаты деятельности, а также соотнести эти результаты с прогнозируемыми результатам (с идеальным образом читателя-школьника) по формированию читательской культуры, включая в себя следующее:

- рациональную организацию процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя;

- глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного;

- поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также – с целью чтения;

- выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.);

- читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сотворчества с другими людьми в обществе, с учетом законов природы и общества.