План-конспект урока.
Тема: Роль эпизода в раскрытии идейного содержания. По роману А. С.Пушкина «Дубровский».
Эпиграф: «Любовь все побеждает» (Вергилий)
Цели: 1. Уметь проводить основную мысль фрагмента текста.
2. Развивать умение анализировать эпизод художественного текста и выразительно читать прозаический текст. Организовывать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, создавать возможность «погружения в текст».
3. Активизировать работу воображения учащихся, вызвать их эмоциональный отклик.
Ход урока
1. Слово учителя
Сегодня мы продолжим работу над текстом романа А. С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами познакомились с историей создания романа и её героями.
Словарная работа: роман, сюжет, эпизод, честь, благородство. Записываем лексическое значение слов из Толкового словаря С. Ожегова.
Конечно, создавая роман, писатель развил несколько сюжетных линий. Развитие каких сюжетных линий мы проследили по тексту романа?
Ответ ученика: взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского; историю разорения Дубровского; судьбу Владимира Дубровского).
- Но мы не рассмотрели ещё одну сюжетную линию, которая очень важна для понимания характера главного героя. Нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой.
- Кратко перескажите эпизод первой встречи Владимира Дубровского и Маши (гл.8). Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?
А сейчас мы обратимся к анализу другого эпизода романа и попробуем выяснить, какую роль сыграл этот эпизод для понимания характеров Владимира и Марьи Кириловны, попытаемся определить роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла. Послушайте песню и потом скажите: о каком отрывке из романа вы вспомнили.
Звучит рус. народная песня «У церкви стояла карета»
- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?
(Эпизод « День венчания Марии Кириловны», глава 18.)
( Очень грустное впечатление оставляет финал романа: двое любящих друг друга молодых людей вынуждены расстаться, им не суждено соединиться вместе. И всё же расставание Маши и Дубровского скорее закономерно, чем неожиданно: слишком большая, непреодолимая пропасть лежит между героями.)
- Какие события предшествовали венчанию Марии Кириловны?
( Мария становится возлюбленной благородного разбойника. Дубровский, узнав о намерениях Кирила Петровича Троекурова выдать Марию за князя Верейского, дает кольцо, которое она должна положить в дупло в случае опасности, - тогда Дубровский увезет М. из дома. Сосватанная за старика Верейского, девушка подает знак Дубровскому, но кольцо не сразу попадает к нему; Троекуров, боясь, что Владимир расстроит свадьбу, ускоряет это событие).
- Что вас удивляет в характере Марии Кириловны?
Ответ ученика:безропотно принимает решение папеньки, хотя в душе у нее поднимается смятение, она испытывает страх и растерянность перед неожиданным известием. Послушная дочь, которая не осмеливается даже объясниться с отцом.
- Как вы думаете, почему Машенька так ведет себя с отцом?
( В 19 веке женщина не могла защищать и отстаивать свои интересы.)
-Чтобы разобрать 18 главу, мы разделимся на группы:
1-я гр. – вам предстоить показать настроение Марии Кириловны, ее отношение к тому, что происходит с ней и вокруг нее. Как вы к ней относитесь?
2-я гр. –вы раскроете характер князя Верейского? Как проявляет свою человеческую сущность?
3-я гр. – как раскрывается здесь характер Дубровского?
Вопросы к 1-ой группе.
- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет?
Радость, ожидание чуда и т. д.
- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем (с. 138-139).
Как можно прокомментировать этот отрывок?
Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.
- О чем Машенька могла в этот момент думать?
Ученица от имени Марии Кириловны о ее мыслях.
- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви она не теряет надежды…
Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.139)
- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?
Ответ ученика: «немилый супруг»
- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.
Вопросы ко 2-ой группе.
- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему?
Ответ ученика: Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного
- Каким показан князь наедине с молодой женой сразу после венчания? (цитата из текста с.140)
- Какие мысли могли быть в этот момент у него?
Ученик от имени князя Верейского о его думах
Вопросы к 3-ей группе.
- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна?
ответ ученика: Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.
- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 140-141)
(Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)
— Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?
(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)
— Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитаем ответ героини и прокомментируем её слова.
(Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа. М. жертвует своим счастьем и отказывается от помощи ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.)
- Что мог испытать в этот момент Дубровский? ( От имени Дубровского читает ученик о его душевном волнении с.146)
- Читаем последние строки этой главы ( читает учитель).
Как они характеризуют Дубровского? ( Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )
- Вот и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?
Выводы : 1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми
2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.
3) Он отказался от мести ради любви.
4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.
- Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 века. Она раскрывалась и в других видах искусства, песню мы уже прослушали, а теперь рассмотрим картину Пукирева «Неравный брак». Наши искусствоведы расскажут нам о художнике и его картине.
( Два ученика выступают с сообщением о художнике и истории создания картины)
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Домашнее задание. Подготовьте ответ на вопрос: какой вы представляете дальнейшую жизнь Марии Кириловны и Владимира Дубровского?