Воскресенье, 17.11.2024, 08:04
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Тема урока «Способы образования слов в русском языке»

Эвристический метод – метод исследования.

Цель учителя:

- создание эвристической образовательной ситуации на уроке,

- организация деятельности учащихся по созданию собственного образовательного продукта,

- учет индивидуальных особенностей учащихся при проведении исследовательской работы.

Цель ученика:

- активное участие в работе группы, класса с целью выработки и представления своей идеи, версии.

- актуализация ранее полученных знаний по теме,

- определение значимости изучаемого языкового явления.

План-конспект урока по теме «Основные способы образования слов»

Оборудование и материалы к уроку: мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы в группах, учебник, рабочие тетради)

  1. Оргмомент.
  2. Создание ситуации успеха: Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд: кристал_ный, без_утешный, тр_сина, _десь, сестриц_н, анне_дот. Какое слово у вас получилось?  (Язык)
  3. Образовательная напряженность: Мы продолжаем изучать наш родной язык. Такой богатый, яркий и порой неожиданный. Я прочитаю стихотворение В.Хлебникова «Заклятие смехом». (слайд №1: текст стихотворения)

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Беседа по прочитанному стихотворению:

  • Понравилось ли вам стихотворение?
  • Что вас поразило в нем?
  • Как вы думаете, с помощью чего автору удалось создать такое многообразие слов?
  • Какими способами он это сделал?
  • Знаем ли мы эти способы?
  • Какие же цели мы поставим сегодня?
  • Какой же будет тема нашего урока?
  1. Конкретизация задания:

Ребята, сейчас мы попробуем провести небольшое исследование, связанное с темой урока.  Работать мы будем в группах. Каждой группе предлагается материал для работы (на карточках). План работы:

  • Найдите производные и производящие слова,
  • найдите формант, участвующий в образовании слова,
  • сгруппируйте слова по формантам,
  • предложите свою теорию о способах образования слов,
  • придумайте названия этим способам,
  • докажите правильность своих доводов.

 

Чёрный, лимон, смешить, радовать, красивый,   звезда, раскричаться,  бег, бегать,  новостройка, чернеть, лимонный, рассмешить, некрасивый, синь, радоваться, кричать,  синий,  новая стройка, темный, синий,  темно-синий.

 

 

 

 

 

 

  1. Решение ситуации: учащиеся работают в группах в течение 10 минут.
  2. Демонстрация образовательной продукции: ученик, представитель группы, демонстрирует на доске свой вариант выполненного задания, отвечает на вопросы других групп, далее выступают представители других групп со своими предложениями, идет окончательное общеклассное обсуждение.

(на данном уроке не рассматривается морфологический способ образования слов и особенности каждого способа образования слов.)

 (слайд №2)

Производящее слово

Производное слово

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • смешить
  •  
  •  
  •  
  • красивый
  •  
  • звездие 
  •  
  • кричаться

новая стройка

  •  

темный, синий

  •  

 

(форманты выделены жирным шрифтом)

(слайд №3) Группы слов по способам образования:

  1.  смешить – рассмешить, красивый – некрасивый,
  2.  черный – чернеть, лимон – лимонный,
  3. радовать – радоваться,
  4. бегать – бег, синий – синь,
  5.  звезда – созвездие, кричать - раскричаться
  6. новая стройка – новостройка, темный синий – темно-синий.

После обсуждения и предложений ребят о названиях способов словообразования  ребятам предлагается проверить свои предположения. В конвертах на партах лежат названия способов словообразования. (префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, сложение,  смешанный, бессуффиксный). Ребята проверяют свою работу.

(слайд №4)

  1. приставочный: смешить – рассмешить, красивый – некрасивый,
  2. суффиксальный: черный – чернеть, лимон – лимонный,
  3. постфиксальный: радовать – радоваться,
  4. бессуфиксный: бегать – бег, синий – синь,
  5. смешанный: звезда – созвездие, кричать - раскричаться
  6. сложение: новая стройка – новостройка, темный синий – темно-синий.
  7. систематизация полученной продукции:

Ребята, составьте схему, таблицу, отражающую ваши знания о способах словообразования, заполните таблицу:

 

Способ словообразования

Примеры производных слов

Производящее слово

суффиксальный

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

префиксальный

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

постфиксальный

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

смешанные способы

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

бессуффиксный

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

сложение

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

 

  1. Рефлексия: спасибо за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы:
  • удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке?
  • согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения?
  • что  для вас было самым интересным?
  • достигли ли вы своей цели на уроке?
  • хотели бы вы продолжить исследование?

 

Домашнее задание:

  1. Придумать правило для определения каждого способа словообразования.
  2. Выполнить упражнение №199 в РТ №1 (стр.74)
  3. По выбору:
  • Сочинить сказку о способах словообразования «Кто важнее?»
  • Сочинить стихотворение, отражающее основные способы словообразования.