Урок в 8 классе
Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефлексии.
ТЦУ: образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний;
Развивающие: развивать умения объяснять особенности, анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать познавательный интерес, творческие способности; развивать коммуникативные навыки при работе в парах;
Воспитательные: воспитывать общую культуру; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации их как личности.
Оборудование урока: карта знаний у каждого, тест, карточка с заданиями творческого характера ( разноуровневыми) у каждого ученика, презентация.
Ход урока.
1.Оргмомент.Приветствие.Хотела начать урок с пожелания, а оно рассыпалось. Слайд №1. ( используется прием «Собери фразу»). «С малой удачи начинается успех «,– вот какое пожелание «собрали» ребята.
---Над какой темой сегодня работаем? Слайд №2.
---Какие задачи вы ставите перед собой? (ученики формулируют задачи урока) Слайд №3.
Записывают число и тему урока.
2.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
----Чтобы привести знания в систему, достроим карту знаний. Работаем в парах, каждая пара создает паспорт: одни -- для обращений, другие – для вводных слов, третьи – для вставных конструкций. В паспорте должны быть отражены особенности этих языковых явлений. ( прием «Создай паспорт») Слайд №4.
---На доске диаграмма Венна. Заполнить ее вызывается кто-либо из учащихся.Надо указать общее и различное у вводных слов и вставных конструкций.
---Кто желает поработать со словами- «хамелеонами»? (кто-то из учащихся работает с предложениями, записанными на доске. Надо указать вводные слова и не спутать их с такими же словами, являющимися членами предложения)
3.Контроль. Обратная связь.
---Слушаем друг друга и достраиваем карту знаний или интеллект-карту.( дети рассказывают об обращении, вводных словах и т. д.)
---Оцените свою работу с картой и выступления товарищей.
---Слушаем и оцениваем ученика, который сравнивал вводные слова и вставные конструкции.
---Проверим правильность выполнения работы вторым учеником.
Слайд №5, 6, 7.
--Устно перестройте предложения.( вводные слова сделайте вводными предложениями).
---Будьте осторожны: слова- сорняки! Слайд №8.
---Помните: никогда не бывают вводными слова… Слайд №9.
4. Применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
---Выполняем тест каждый самостоятельно ( выдается тест).
---Самопроверка по эталону .Смотрите слайд №10. Оцените свою работу.
---Что недоработано? В чем ошибки?
---Послушаем сообщения ребят, которые провели микроисследования на темы:»Употребление вводных слов в научном и художественном стилях речи» и «Вводные слова в английском языке». Слайд №11, 12.
Физминутка.
5.Организация творческой работы разноуровневого характера.( в 1 варианте надо вставить в текст с пропусками подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок. Во втором варианте –сочинить рассказ на весеннюю тему, включив в него указанные вводные словосочетания в том порядке, как они даны. Прием «Бином фантазии». Вариант дети выбирают сами.)5-6 минут на работу.
--- Слушаем , что получилось. Оцениваем, уместно ли, удачно ли использовали вводные слова. (читают те, кто выполнял 1 вариант).
---Полминутки для шутки. (читают сочинения 2 варианта).
---Сделаем вывод. Для чего же нужны вводные слова? (дети сами отвечают или читают стихотворение «Вводные слова» слайд №14.
6. Рефлексия для ученика.
--Вспомните, какие задачи ставили перед собой. Пришел момент ответить себе: что усвоил хорошо, в чем испытываю затруднения? На обратной стороне теста составьте текст телеграммы другу по парте. Я усвоил, понял…(допишите).Затрудняюсь в том…(допишите) и пожелание себе или товарищу.(используем прием «Телеграмма»).
---Прочитайте телеграммы.
--Каждый просмотрите свои отметки за карту, тест. Оцените свою работу на уроке по критериям: знания, активность на уроке.( прием «Райтинг»)
--Теперь я даю оценку вашей работе. Слайд №15.
--Домашнее задание на выбор: 1.сочинение-ответ на вопрос: «Нужны ли вводные слова и вставные конструкции и зачем их обособлять?».
2.Фантастическая гипотеза:»Что будет, если в русском языке исчезнут обращения, вводные слова и вставные конструкции?»
3.Выпишите из произведений Н.В.Гоголя предложения с обращениями, вводными конструкциями ,междометиями.
---Спасибо за урок.
Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями».
Цели урока: - повторить, обобщить и систематизировать материал темы;
- способствовать развитию умений анализировать, обобщать
и систематизировать;
- содействовать формированию интереса к русскому языку,
формированию нравственных ценностей.
ХОД УРОКА:
Эпиграф:
Перед нами громада русский язык!
Наслаждение глубокое зовет вас,
Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и
Изловить чудные законы его.
(Н.В. Гоголь)
1. Фронтальный опрос по теме.
(Одновременно – индивидуальная работа у доски по отрывкам из работ А.С. Пушкина
слайд №3, №4)
- Что такое обращение? Приведите примеры предложений с обращениями.
- Дайте определение вводных конструкций. Какое значение имеют вводные конструкции?
- В чем своеобразие предложений со вставными конструкциями? Расскажите о словах
ДА, НЕТ.
(Анализ устных ответов, проверка работающих у доски).
2. Задание №1.
Запишите, расставьте знаки препинания. Какое предложение соответствует схеме
[Обр., …]?
(слайд №5, проверка слайд №6)
3. Задание №2.
«Исключите лишнее», запишите.
(слайд №7, проверка слайд №8).
4. Задание №3.
Используя вводные конструкции, восстановите текст.
(Слайд №9, дополнительные вопросы – слайд №10)
5. Разгадаем кроссворд по теме «Междометия и звукоподражания».
(слайд №11).
6. Самостоятельная работа.
Обратимся к творчеству Н.В. Гоголя. Запишите фрагмент, расставьте знаки препинания,
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Прочитайте выразительно.
(слайд №12, проверка - №13).
Организация проверки с самопроверкой.
7. Обобщение.
Что будет, если в русском языке исчезнут обращения, вводные конструкции, вставные конструкции, междометия? (слайд №14)
8. Домашнее задание.
Напишите сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Для чего нужны в речи вводные конструкции».
Конспект урока русского языка в 8классе по теме: «Предложения с междометиями и словами ДА,НЕТ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ».
Цель урока: Познакомить с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи; с постановкой знаков препинания при междометиях.
Задачи урока: 1. Показать роль междометий и слов «да», «нет» в предложении;
2. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи; развивать речь, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
3. Воспитывать чувство коллективизма, культуру поведения, любовь к родному языку.
Оборудование: Учебник: М.М.Разумовская и др. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ - М: Дрофа, 2012
Ход урока.
Эпиграф:
Перед нами громада русский язык!
Наслаждение глубокое зовет вас,
Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и
Изловить чудные законы его.
(Н.В. Гоголь)
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
- В чем особенность междометия как часть речи?
* Изучение теоретического материала.
- Прочитайте примечание к пункту 30. Какой вы можете сделать вывод?
(Междометия и слова «да», «нет» сходны по роли и положению в предложении с вводными словами и предложениями; и те и другие могут употребляться как отдельные предложения).
3. Закрепление материала.
Игра «Аукцион».
- Вы должны по очереди называть междометия. Победит тот, кто назовет свое слово последним. (Ох, ах, эй, увы, эх, ох, стоп! марш! ау, алло! вон! тс, цып-цып, брр, хе-хе, бух!)
* Игра «Кто больше?»
Учитель засекает время 3 минуты. Нужно записать как можно больше междометий.
*Чтение учителем стихотворения А. Тетивкина «Междометие»
Задание: При слушании стихотворения выделить
междометия и запомнить их.
«Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!»
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!».
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!»
Выборочный диктант. Выписать при повторном чтении стихотворения все междометия.
- Так что же называется междометием? - Что оно выражает?- Какую роль в предложении может играть?
Объяснительный диктант.
Задание: Запишите текст, правильно расставляя знаки препинания, объясните правописание междометий.
Я – самое важное слово. В разговоре без меня не обойтись, потому что я чувства всякие и настроение выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай!», «Ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй! Привет! Спасибо! Пожалуйста!»
* Слово учителя: Многие из междометий употребляются в речи человека как показатель его вежливости. Чтобы проверить, знаете ли вы эти слова и умеете ли ими пользоваться, предлагаю следующие задания (по выбору):
* Написать сочинение-миниатюру на тему «Волшебные слова» или составить диалог на тему «Разговор по телефону», употребляя слова-междометия..
Лингвистическая игра «Отгадай шараду».
- Один из слогов существительного метеор.
- Корень глагола ждать.
- Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.
- Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного числа настоящего времени.
- Суффикс и окончание существительного величие.
Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их. (Ответ – междометие)
Домашнее задание: выполнить упр. 384 (1 часть)
Итог урока.
В заключительном слове я прошу вас, ребята, почаще пользоваться словами «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо». И не забывайте о том, что существуют еще слова-паразиты «угу», «ага» и другие, от которых необходимо избавляться.