Воскресенье, 17.11.2024, 07:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Урок в 8 классе

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефлексии.

ТЦУ: образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний;

Развивающие: развивать умения объяснять особенности, анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать познавательный интерес, творческие способности; развивать коммуникативные навыки при работе в парах;

Воспитательные: воспитывать общую культуру; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации их как личности.

Оборудование урока: карта знаний у каждого, тест, карточка  с заданиями творческого характера ( разноуровневыми) у каждого ученика, презентация.

Ход урока.

1.Оргмомент.Приветствие.Хотела начать урок с пожелания, а оно рассыпалось. Слайд №1. ( используется прием «Собери фразу»). «С малой удачи начинается успех «,– вот какое пожелание  «собрали» ребята.

---Над какой темой сегодня работаем? Слайд №2.

---Какие задачи вы ставите перед собой? (ученики формулируют задачи урока) Слайд №3.

Записывают число и тему урока.

2.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

----Чтобы привести знания в систему, достроим карту знаний. Работаем в парах, каждая пара создает паспорт:  одни  -- для обращений, другие – для вводных слов, третьи – для вставных конструкций. В паспорте должны быть отражены особенности этих языковых явлений. ( прием «Создай паспорт») Слайд №4.

---На доске диаграмма Венна. Заполнить ее вызывается кто-либо из учащихся.Надо указать общее и различное у вводных слов и вставных конструкций.

---Кто желает поработать со словами- «хамелеонами»? (кто-то из учащихся работает с предложениями, записанными на доске. Надо указать вводные слова и не спутать их с такими же словами, являющимися членами предложения)

3.Контроль. Обратная связь.

---Слушаем друг друга и достраиваем карту знаний или интеллект-карту.( дети рассказывают об обращении, вводных словах и т. д.)

---Оцените свою работу с картой и выступления товарищей.

---Слушаем и оцениваем ученика, который сравнивал вводные слова и вставные конструкции.

---Проверим правильность выполнения работы вторым учеником.

Слайд №5, 6, 7.

--Устно перестройте предложения.( вводные слова сделайте вводными предложениями).

---Будьте осторожны: слова- сорняки! Слайд №8.

---Помните: никогда не бывают вводными слова… Слайд №9.

4. Применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

---Выполняем тест каждый самостоятельно ( выдается тест).

---Самопроверка по эталону .Смотрите слайд №10. Оцените свою работу.

---Что недоработано? В чем ошибки?

---Послушаем сообщения ребят, которые провели микроисследования на темы:»Употребление вводных слов в научном и художественном стилях речи» и «Вводные слова в английском языке». Слайд №11, 12.

Физминутка.

5.Организация  творческой работы разноуровневого характера.( в 1 варианте надо вставить в текст с пропусками подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок. Во втором варианте –сочинить рассказ на весеннюю тему, включив в него указанные вводные словосочетания в том порядке, как они даны. Прием «Бином фантазии». Вариант дети выбирают сами.)5-6 минут на работу.

--- Слушаем , что получилось. Оцениваем, уместно ли, удачно ли использовали вводные слова. (читают те, кто выполнял 1 вариант).

---Полминутки для шутки. (читают сочинения 2 варианта).

---Сделаем вывод. Для чего же нужны вводные слова? (дети сами отвечают или читают стихотворение «Вводные слова» слайд №14.

6. Рефлексия для ученика.

--Вспомните, какие задачи ставили перед собой. Пришел момент ответить себе: что усвоил хорошо, в чем испытываю затруднения? На обратной стороне теста составьте текст телеграммы другу по парте. Я усвоил, понял…(допишите).Затрудняюсь в том…(допишите) и пожелание себе или товарищу.(используем прием «Телеграмма»).

---Прочитайте телеграммы.

--Каждый просмотрите свои отметки за карту, тест. Оцените свою работу на уроке по критериям: знания, активность на уроке.( прием «Райтинг»)

--Теперь я даю оценку вашей  работе. Слайд №15.

--Домашнее задание на выбор: 1.сочинение-ответ на вопрос: «Нужны ли вводные слова и вставные конструкции и зачем их обособлять?».

2.Фантастическая гипотеза:»Что будет, если в русском языке исчезнут обращения, вводные слова и вставные конструкции?»

3.Выпишите из произведений Н.В.Гоголя предложения с обращениями, вводными конструкциями ,междометиями.

---Спасибо за урок.

 

 

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями».

 

Цели урока: - повторить, обобщить и систематизировать материал темы;

                     - способствовать развитию умений анализировать, обобщать

                        и систематизировать;

                     - содействовать формированию интереса к русскому языку,

                        формированию нравственных ценностей.

 

 

                                                 ХОД УРОКА:

 

Эпиграф:

Перед нами громада русский язык!

Наслаждение глубокое зовет вас,

Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и

Изловить чудные законы его.

                              (Н.В. Гоголь)

 

1. Фронтальный опрос по теме.

(Одновременно – индивидуальная работа у доски по отрывкам из работ А.С. Пушкина

слайд №3, №4)

- Что такое обращение? Приведите примеры предложений с обращениями.

- Дайте определение вводных конструкций. Какое значение имеют вводные конструкции?

- В чем своеобразие предложений со вставными конструкциями? Расскажите о словах

  ДА, НЕТ.

(Анализ устных ответов, проверка работающих у доски).

 

2. Задание №1.

Запишите, расставьте знаки препинания. Какое предложение соответствует схеме

[Обр., …]?

(слайд №5, проверка слайд №6)

 

3. Задание №2.

«Исключите лишнее», запишите.

(слайд №7, проверка слайд №8).

 

4. Задание №3.

Используя вводные конструкции, восстановите текст.

(Слайд №9, дополнительные вопросы – слайд №10)

5. Разгадаем кроссворд по теме «Междометия и звукоподражания».

(слайд №11).

6. Самостоятельная работа.

Обратимся к творчеству Н.В. Гоголя. Запишите фрагмент, расставьте знаки препинания,

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Прочитайте выразительно.

(слайд №12, проверка - №13).

Организация проверки с самопроверкой.

 

7. Обобщение.

Что будет, если в русском языке исчезнут обращения, вводные конструкции, вставные конструкции, междометия? (слайд №14)

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Для чего нужны в речи вводные конструкции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка в 8классе по теме: «Предложения с междометиями  и словами ДА,НЕТ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ».

Цель урока: Познакомить с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи; с постановкой знаков препинания при междометиях.

Задачи урока: 1. Показать роль междометий и слов «да», «нет» в предложении;

2. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи; развивать речь, внимание, мышление, орфографическую зоркость;

3. Воспитывать чувство коллективизма, культуру поведения, любовь к родному языку.

Оборудование: Учебник: М.М.Разумовская и др. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ - М: Дрофа, 2012

Ход урока.
 

Эпиграф:

Перед нами громада русский язык!

Наслаждение глубокое зовет вас,

Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и

Изловить чудные законы его.

                              (Н.В. Гоголь)


1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

- В чем особенность междометия как часть речи?

* Изучение теоретического материала.

- Прочитайте примечание к пункту 30. Какой вы можете сделать вывод?

(Междометия и слова «да», «нет» сходны по роли и положению в предложении с вводными словами и предложениями; и те и другие могут употребляться как отдельные предложения).

3. Закрепление материала.

Игра «Аукцион».

- Вы должны по очереди называть междометия. Победит тот, кто назовет свое слово последним. (Ох, ах, эй, увы, эх, ох, стоп! марш! ау, алло! вон! тс, цып-цып, брр, хе-хе, бух!)

* Игра «Кто больше?»

Учитель засекает время 3 минуты. Нужно записать как можно больше междометий.

*Чтение учителем стихотворения А. Тетивкина «Междометие»

Задание: При слушании стихотворения выделить

междометия и запомнить их.

«Мне, - сказало Междометие, -

Интересно жить на свете:

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет.

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!»

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово «Ох!».

Кто встречается с бедой,

Произносит слово «Ой!»

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!»

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!»

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!»
Выборочный диктант. Выписать при повторном чтении стихотворения все междометия.
- Так что же называется междометием?  - Что оно выражает?- Какую роль в предложении может играть?
Объяснительный диктант.
Задание: Запишите текст, правильно расставляя знаки препинания, объясните правописание междометий.

Я – самое важное слово. В разговоре без меня не обойтись, потому что я чувства всякие и настроение выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай!», «Ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй! Привет! Спасибо! Пожалуйста!»

* Слово учителя: Многие из междометий употребляются в речи человека как показатель его вежливости. Чтобы проверить, знаете ли вы эти слова и умеете ли ими пользоваться, предлагаю следующие задания (по выбору):

* Написать сочинение-миниатюру на тему «Волшебные слова» или составить диалог на тему «Разговор по телефону», употребляя слова-междометия..

Лингвистическая игра «Отгадай шараду».

  1. Один из слогов существительного метеор.
  2. Корень глагола ждать.
  3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.
  4. Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного числа настоящего времени.
  5. Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их. (Ответ – междометие)
Домашнее задание: выполнить упр. 384 (1 часть)

Итог урока.
В заключительном слове я прошу вас, ребята, почаще пользоваться словами «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо». И не забывайте о том, что существуют еще слова-паразиты «угу», «ага» и другие, от которых необходимо избавляться.