Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения». 8 класс
I. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, какой частью речи они выражены. Определите значение обстоятельств.
1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени.
2.Я горько заплакал и громко произнёс имя моей любимой.
3.Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
4.От усталости он еле держался на ногах.
5.При сильном ветре выходить в море опасно.
6.Маша была необыкновенно хороша в этот миг.
7.В нашу гавань заходили корабли.
8.На закате солнце кажется огромным красным шаром.
9.Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул.
10.Несмотря на оттепель, многие ещё одеты по-зимнему.
11.Енот-полоскун - цирковой артист от природы.
12.Ласковое слово что солнышко в ненастье.
13.Внизу, как муравьи, сновали люди.
14.Мы ученики восьмого класса.
I I. Подчеркните дополнения, укажите, какой частью речи они выражены.
1.На льду мы увидели нескольких рыбаков.
2.Интересно, кто пел о «прекрасном далёко» в фильме «Приключения Электроника?»
3.Проводник попросил провожающих выйти из вагона.
4.Ты опять за старое!
5.Врач посоветовал мне больше гулять.
6.Шесть делится на два без остатка.
III. Укажите приложения, подчеркните их и укажите значение приложений.
1.Во время паводка река Амур широко разлилась.
2.Инженер Петрова была отличным специалистом в области электроники.
3.Повесть «Капитанская дочка» затронула меня до глубины души.
IV.Поставьте правильно знаки препинания в предложениях:
1.Быстро поднимался золотистый шар солнц согревая просыпающееся море.
2.За дверью послышался не то смех не то плач.
3.Оперенье фламинго будто кружевное розовое платье.
3.Он читал текст как диктор.
4.Рифей древнее название Урала.
5.Солнце словно огненный шар.
6.Весна это время обновления.
7.Три число магическое.
8. Волгой матушкой величают удивительную русскую реку.
V. Вставьте пропущенные буквы:
Р.вес.ник, пр.з.дент, пр.в.легия, .рнам.нт, ис.кус.тво, д.л.гат, ат.естат, п.р.жать, ф.стиваль, к.мп.зитор, ил.юстрированный, пьес.а, п.становление, ист.н.ый, пр.ф.ес.ия, лан.ша.т, д.ректор, с.кр.тарь, .лиц.творять.
Тема«Второстепенные члены предложения» 8 класс /Вариант 1
Ночной музыкант
(1) Тихий тёплый вечер. (2) Сейчас бы птицам петь, звенеть бЫ разноголосо по лесу, по лугам. (3) Но птицы молчат. (4) И хотя они тут, хотя они не улетели на юг,песни свои берегут до весны. (5) Не допел свою песню только зелёный кузнечик. (6) Позже он петь начал, и вот теперь, в августе, его песня звучит от зари до зари. (7) Соловьиные ночи были короткими, а у кузнечика ночи ой как длинны!
(8) Темнеет быстро. (9) Надо засветло добраться до стога. (10) Иду и слушаю песню кузнечика. (11) Ельники почернели и замерли. (12) Туман стелется у самой травы по низинам. (13) Ползёт из леса к дороге сладкий аромат прелой листвы и грибов. (14) Поскрипывают в рюкзаке.пустая корзина. (15) Поёт кузнечик.
(16) Кажется,он поёт вон на той берёзке. (17) Поравнялся с берёзкой, прошёл её, а песня звенит впереди. (18) Может быть, кузнечик в густом кусту вербы? (19) И вербу прошёл, а песня опять впереди. (20) Будто идёт музыкант сторонкой и играет для меня на неведомом инструменте, а я иду следом и слушаю длинную и немножко грустную мелодию.
(21) Музыкант вывел меня на скошенные луга. (22) В сумерках все кусты кажутся копнами, а деревья — стогами. (23) И если бы стог не позвал меня ароматом душистого сена,я ушёл бы по ошибке к берёзе.
(24) В сено мне лезть не хочется. (25) Устраиваюсь около стога. (26) Ложусь, закрываю глаза и снова слушаю грустную музыку. (27) Я начинаю понимать её. (28) Мне, как и музыканту, тоже грустно. (29) Грустно, оттого что уходит лето, оттого что на берёзках уже появились жёлтые листья. (30) И хотя сегодня по-летнему тепло, но уже осень, осень...
(По А.Зимину)
К каждому заданию А1—А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного отdета обведите кружком.
А 1 В каком ряду правильно указан вид всех обстоятельств, входящих в состав второго (2)предложения текста?
1) времени,условия, места
2) времени,образа действия, места
3) образа действия, цели, места
4) времени, уступки, цели
А 2 В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, которые имеют в своём составе обстоятельства места?
A. И хотя они тут, хотя они не улетели на юг, песни свои берегут до весны (предложение 4).
Б. Позже он петь начал, и вот теперь, в августе, его песня звучит от зари до зари(предложение 6).
B. Поравнялся с берёзкой, прошёл её, а песня звенит впереди (предложение 17).
Г. В сено мне лезть не хочется (предложение 24).
1)АБВГ 2)АБВ3)БВГ 4) АВГ
А 3 Каким членом предложения является слово берёзке (предложение16)?
1) подлежащим3) определением
2) дополнением4) обстоятельством
А 4 В каком предложении определение выражено причастием?
1) Тихий тёплый вечер (предложение 1).
2) Поскрипывает в рюкзаке пустая корзина (предложение 14).
3) Музыкант вывел меня на скошенные луга (предложение 21).
4) Ложусь,закрываю глаза и снова слушаю грустную музыку (предложение 26).
А5 В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в составе которых обстоятельство выражено наречием?
А. Предложение8 В. Предложение 22
Б. Предложение 12 Г. Предложение 30
1)АБ 2)БВ 3)АБГ4) АГ
Ответы па задания Bl—В8 записывайте словами или цифрами,разделяя их, если нужно, запятыми.
В 1 В предложениях 1 - 4 найдите обстоятельство образа действия.Напишите это обстоятельство
В 2 Из предложений 8—14 выпишите определение, выраженное местоимением
ВЗ В предложениях 4—10 найдите обстоятельство, являющееся фразеологизмом. Напишите этот фразеологизм
В4 В предложениях 8—15 найдите прямое дополнение. Напишите это дополнение.
В5 В предложениях 21—28 найдите обстоятельство времени. Напишите номер предложения, в состав которого входит это обстоятельство.
В6 Какой частью речи выражены определения, входящие в состав предложений26 — 30?
В7 В предложениях 16 — 20 найдите определения. Напишите, каким способом связаны эти определения с именами существительными.
В 8 Из двадцатого (20) предложения выпишите косвенные дополнения.
Часть 2
С 1.Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Прямое и косвенное дополнение».
При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста,указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.